Потомственному почетному гражданину, тульскому купцу Ивану Дмитриевичу Фортунатову Тула обязана многим. Однако фамилия купца не так хорошо известна потомкам, как имена других представителей этого сословия.
Иван Дмитриевич Фортунатов был банкиром и издателем. В 1886 году вместе с коллегой, купцом 1-й гильдии Николаем Ивановичем Соколовым, он основал сначала торговый, а затем «Банкирский дом Соколов и Фортунатов». Заведение предоставляло жителям города различные финансовые услуги. Также компаньоны занимались полиграфической и издательской деятельностью.
Соколову принадлежала одна из старейших тульских типографий, Фортунатов же основал собственную. Одно время его типография располагалась там же, где и банковская контора «Торгового дома Соколова и Фортунатова» — в доме № 21 на улице Киевской (сейчас — проспект Ленина), затем производство переехало в дом 31 на той же улице. Исследователи допускают, что это был вынужденный шаг: в доме № 18 работал конкурент — типография
Дмитрий Фортунатов затевает в Туле «орган прогрессивной мысли» — негосударственную общественно-политическую «Тульскую газету». В 1906 году открылись газеты «Тульская жизнь», «Тульские известия», «Тульские новости» и «Тульская речь». Через год из типографии Дмитрия Ивановича Фортунатова выходит самая тиражная газета «Тульская молва», закрывшаяся лишь в октябре 1918 года.
Вскоре у тульского полицмейстера накопилось к Дмитрию Ивановичу множество претензий. Однако общественность Тулы понимала благодаря кому в губернии продолжают выходить газеты «прогрессивной мысли». И Фортунатов-младший стараниями депутатов городской Думы стал потомственным гражданином Тулы в знак «признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города и особые заслуги перед Отечеством». Книги, брошюры, открытки почтовые конверты, плакаты печатни Фортунатова пользовались популярностью у туляков всех сословий.
К 1917 году типография
Дмитрий Иванович Фортунатов с женой Пелагеей Васильевной
В мае 1917-го именно Фортунатов начал издавать газету эсеров «Земля и Воля». Вскоре её закрыли по ордеру Военно-революционного комитета, а Фортунатов лишился всех своих изданий. «Тульская молва» продержалась до октября. Типография, а вслед за ней и дом № 38 на улице Петровской были национализированы. Семья Фортунатовых переехала в дом № 21, к родственникам.
Большевики признали профессионализм Дмитрия Ивановича: в 1919 году он стал техническим редактором газеты «Коммунар», затем — председателем тульского отделения Госиздата, в 1922 году — управляющим конторами партийных газет «Коммунар», «Деревенская правда», руководителем «Тульской губернской объединённой экспедиции», в 1923 году — управляющим делами губернского отдела печати с правом подписи финансовых документов.
Семья с тремя детьми вернулась в свой дом, правда, занять разрешили три комнаты двухэтажного особняка. Но пришли времена избавления от классово чуждых элементов. Уволившись, Фортунатов пытался заняться нэповским бизнесом и создал артель замочников. Неудачно.
Издатель и потомственный туляк Дмитрий Фортунатов скончался в 1930 году. Об этом на допросе в УНКВД Московской области сообщил обвинявшийся по 58-й статье, п. 8, 10 и 12 УК РСФСР его сын Иван. Следствие по его делу было прекращено в 1939 году.