Правила взаимодействия КПК с пайщиками должны войти в разрабатываемый «Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг». Этот документ саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков (СРО), объединяющие КПК и контролирующие их деятельность, будут разрабатывать для своих членов в соответствии с требованиями Банка России.
«На территории Тульской области зарегистрировано 17 КПК. Мы полагаем, что внедрение базового стандарта поможет пайщикам лучше понять, как развивается этот финансовый рынок, какие риски таит, какие преимущества есть у этого вида инвестирования личных сбережений, – отмечает управляющий Отделением Тула ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Новиков. – Учитывая объемы и специфику, рынок нуждается в унификации ряда процедур. Это позволит, прежде всего, сделать более прозрачными большинство процессов, а также даст возможность эффективно защищать интересы пайщиков».
Регулятор считает, что базовый стандарт обязан включать в себя порядок предоставления информации пайщикам КПК, причем язык изложения должен быть доступным, шрифты – удобными и легкими для прочтения, а специальные термины должны быть разъяснены.
Стандарт должен содержать данные об услугах, которые оплачиваются дополнительно, о том, как и куда пайщику можно направить жалобу, каков порядок рассмотрения обращений.
Также в нем необходимо прописать требования к работникам КПК и предусмотреть условия обслуживания потребителей с физическими ограничениями.
«Важно зафиксировать в документе, что заемщика кооператива необходимо правильно и своевременно информировать о возникновении у него просрочки, о том, что ему грозит, если он отказывается от уплаты долгов, как КПК будет взаимодействовать с должником, и о том, возможна ли реструктуризация долга», – поясняет Дмитрий Новиков.
Кроме того, регулятор считает важным зафиксировать порядок контроля СРО за соблюдением КПК положений документа, таким образом, СРО, проверяя своих подопечных, смогут на месте выявлять имеющиеся нарушения.