Насколько безопасны тульские лифты?
Фото Андрея Варенкова

Насколько безопасны тульские лифты?

В Тульской области Минстрой России зафиксировал износ 61% всех лифтов. Безопасно ли пользоваться лифтами? Обсудили проблему со специалистами.

Для начала отметим, что ходить пешком и подниматься по лестнице в принципе полезнее, чем пользоваться лифтом. Но если в доме есть лифт, и вы за него платите, он должен быть исправен и безопасен. Как заявил на днях начальник ГЖИ Алексей Бирюлин, инспекция проведет тотальную проверку исполнения обязательств управляющих компаний по эксплуатации лифтового оборудования и проверит более 3500 лифтов в 739 домах. Кстати, до 2018 года планируют полностью заменить всего два лифта по всей Тульской области.

С чего вдруг такое внимание к подъемным механизмам, о которых не вспоминали много лет? Все просто. 20 февраля 2016 года Следственный комитет возбудил уголовные дела в отношении руководства организаций, обслуживающих лифты московского жилого комплекса «Алые паруса», по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека». В одном из жилых домов этого комплекса 14 января из-за технической неисправности и разлома кабины лифта погибла 36-летняя женщина. Днем позже при падении лифта в доме на юге Москвы пострадала девушка — по некоторым данным, оборвался трос. А недавно в Санкт-Петербурге в шахту лифта провалился и погиб подросток — он пытался самостоятельно выбраться из застрявшего лифта.

На днях в эфире «Русской службы новостей» председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская заявила, что Тульская область – «двоечница» по безопасности лифтов, регион входит в ТОП-5 субъектов, где высокий износ подъемных машин. И, по мнению депутата, они должны быть остановлены. Деньги на замену, утверждает Галина Хованская, в региональных бюджетах есть, только губернаторы предпочитают их тратить на ремонт фасадов и крыш – того, что видно, чем можно красиво отчитаться. В эфире Первого канала Галина Хованская заявила: «Властям я рекомендую не экономить деньги в бюджете на замену и ремонт лифтов, а собственникам - интересоваться, с кем заключен договор на обслуживание лифта. Потому что речь идет о вашей безопасности».  Напомним, что Галина Хованская является депутатом Госдумы (фракция «Справедливая Россия»,) возглавляет комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. В конце января вместе с Сергеем Мироновым она выступила с заявлением сажать на 15 лет виновников гибели людей в падающих лифтах.

В Тульской области обслуживанием лифтов занимается с десяток организаций. Старейшая — «Тулалифт», созданная, когда в городе появился первый лифт — в 1961 году.

До сих пор «Тулалифт» обслуживает бОльшую часть подъемных механизмов в многоквартирных домах региона — около 2000 лифтов. По словам гендиректора компании Виктора Сизова, технически регламент, который действует в Российской Федерации с 2013 года, определил срок службы лифта в 25 лет. Жизненный цикл у некоторых узлов лифта меньше, например, у канатов — 5 лет, у лебедки — 10. Через 25 лет лифт должен быть либо модернизирован, либо заменен.


Виктор Сизов, гендиректора компании «Тулалифт»

- Если посмотреть на жилой фонд Тулы — Заречье, Северо-Восток, Площадка — это в основном 9-этажки, построенные в 70−80-х годах прошлого века. А значит, лифтам уже 35−40 лет, — говорит Виктор Сизов. — И до 2020 года лифты должны быть заменены на новые. Стоимость замены одного лифта — от 1,7 млн руб. Если учесть, сколько лифтов надо заменить по всей стране, то это огромные деньги, которых нет.

Но в Москве трагедия случилась в новостройке, лифт был новый. По мнению Виктора Сизова, сыграли свою роль несколько факторов. Во-первых, в обслуживающей компании было недостаточно специалистов. На механика приходилось более 150 лифтов! Чисто физически невозможно качественно обслужить столько подъемных машин.

- У нас работают бригады по 5 человек, и на каждого механика приходится по 30 лифтов. Хотя это тоже много — в советское время норматив был 20, — пояснил Виктор Сизов. — Скорее всего, не делали планово-предупредительный ремонт и ежедневные осмотры, только аварийное обслуживание. Остановился лифт? Его запустили снова, а почему он остановился, никто не разбирался. Это как с машиной — у вас загорелась лампочка, что тормоза не в порядке. Вы отключили эту лампочку, машина едет дальше, но тормозов-то нет!

Конечно, жители не сами выбирают компанию, которая будет обслуживать лифт в доме. Договор с ней заключает управляющая компания, а она выбирает, где дешевле. Обычно снижают цену за счет экономии на материалах, на численности механиков, аварийных бригад и диспетчеров.

Во-вторых, сказывается качество строительства новых домов. Тот комплекс в Москве был построен на подвижных грунтах, на болоте. Новый дом всегда дает усадку, и за таким домом, вернее, лифтом надо присматривать особенно тщательно.

В-третьих, значительно упрощена процедура контроля за обслуживанием лифтов. Проверка Ростехнадзором один раз в три года — это разве контроль?

С этим не согласен Роман Лазарев, главный инженер компании «Подъем». Эта фирма обслуживает лифты в многоквартирных домах, бизнес-центрах и торговых центрах, больницах в Тульской и Калужской областях — примерно 600 лифтов, из них половина в жилых домах.


Роман Лазарев, главный инженер компании «Подъем»

- В Туле у нас очень хороший экспертный центр. Это те специалисты, кто принимает монтажные работы. Они обязательно выезжают на место. Поэтому такая ситуация, как в столице, у нас вряд ли может произойти.

В нашей области все компании, обслуживающие лифты, работают добросовестно.

Ребята-механики творят чудеса, у них золотые руки, ведь лифты в жилых домах большей частью уже старые. Сервисные компании дорожат своей репутацией. Это как со своей машиной — ты ее холишь-лелеешь, чтобы долго и безопасно-безаварийно служила. А вообще-то у нас в области ни разу не было (тьфу-тьфу) похожих на московский случаев. Там лифт в новостройке заклинило, а у нас большинство made in Советский Союз, они ходят как часы! Дело не в ужесточении контроля, а в деньгах на ремонт и замену механизмов.

- Тульские лифты безопасны, — заверяет Виктор Сизов, — мы проводим все плановые ремонты, а эксперты — раз в год периодическое техническое освидетельствование.

Согласно Жилищному кодексу, замена лифта или его основных узлов относится к работам капитального ремонта, на который все мы регулярно платим (ну или должны платить) взносы. Но не все жители с пониманием относятся к этому. А ведь лифт — это собственность всех жильцов дома. Замена деталей, выработавших свой срок, и самого лифта по закону проводятся за счет собственников жилья. Но бывают скандальные ситуации. Вот сейчас стоит лифт во втором подъезде в доме по Октябрьской, 97, управляющая компания «Орион». На лифте требуется замена редуктора, стоимость детали 87 тысяч рублей, не считая работы. Управляющая компания предложила собственникам платить по 100 рублей в месяц с рассрочкой на год, чтобы закупить нужную деталь. Но жители хотят получить всё бесплатно. И жалуются во все инстанции, хотя от этого лифт вряд ли поедет.

А еще лифты иногда застревают. И, заметим по собственному опыту, сидеть в кабинке в ожидании освобождения очень неприятно. По нормативам освободить застрявшего в лифте человека должны через 30 минут. И все это время диспетчер обязан поддерживать связь с пассажиром.


Галина Журавлева, диспетчер

- Я работаю с лифтами 18 лет, — рассказывает диспетчер Галина Журавлева. — Помню, веселый случай был под праздник. Мужчина застрял в лифте, по громкой связи его было плохо слышно. Говорю — позвоните по телефону на такой-то номер. А он вместо телефона стал нажимать кнопки этажей. Или еще случай — лифт остановился между этажей, из него поступил вызов на пульт. И тишина! Спрашиваю по громкой связи — никто не отзывается.

Когда механик лифт открыл, там оказался нетрезвый мужчина. Спрашивали его — чего ж не отзывался? А он — так я ж кивал вам!

Конечно, наша задача — сразу ответить на вызов и постараться успокоить человека, потому что не каждый может спокойно ждать помощи в очень ограниченном замкнутом пространстве.


Татьяна Кисельникова, диспетчер

- Я работаю 24 года в лифтовом хозяйстве в Заречье, — рассказывает Татьяна Кисельникова, диспетчер. — И знаю практически все лифты. У нас самые заботливые и внимательные жители — люди старшего возраста. Всегда позвонят, если кто застрял. Если видят, что мастер открыл лифтовую, проверяют, наши ли сотрудники. И берегут и дом, и лифт.

Как определить, исправен ли лифт, который распахнул перед вами двери?

По словам специалистов, ни в коем случае лифт не должен подъехать с открытыми дверями. Площадка лифта должна быть вровень с полом, разница уровней — не больше 35 мм. Нельзя ставить перемычки, чтобы блокировать двери.

- Возле каждого лифта должны висеть правила пользования лифтом (обязанность УК — повесить такую информацию), прочитайте их внимательно и не нарушайте. Они как правила дорожного движения. Кстати, вы знаете, как правильно заходить в лифт, если вы с маленьким ребенком? Вы должны взять ребенка на руки, а коляску вкатывать пустую, — посоветовал тулякам Виктор Сизов.


Вот такие правила должны висеть возле каждого лифта

 

 

Вместе с электромеханиками мы съездили на вызов и посмотрели, как дежурят диспетчеры. Вот так выглядит диспетчерская «Тулалифта»:

А вот что нам рассказали сотрудники компании:

Лилия Пушкина, диспетчер: «Мой район — северо-восточный микрорайон Тулы. Передо мной все лифты в домах этого микрорайона».

Игорь Антанюк, электромеханик, и Денис Малкин, водитель и электромеханик, ездят на вызовы на «Ниве» — хоть и старенькая, зато надежная, в снегопады везде проезжала без проблем.

Виктор Чуприн, инженер-электронщик: «С современными лифтами, оснащенными сложной электроникой, нужно высшее образование. Это раньше сидела бабулька-вахтер-лифтер и присматривала за лифтом. Сейчас современные комплексы диспетчерского контроля позволяют дистанционно диагностировать и контролировать работу лифта. И если где-то происходит сбой, лифт просто отключается. И его не запустишь, пока не устранишь неисправность».

Игорь Кузьмин, бригадир электромехаников: «Может ли оборваться трос лифта? Может, наверное, но не у нас. У троса 12-кратный запас прочности. Да не может лифт просто так упасть — в каждом есть система уловителей».

Сергей Мосин, студент-заочник, работает 3 года механиком: «Раньше я обслуживал лифт в доме, где сам жил. Теперь вот перевели на новый дом — повышать квалификацию. Работа хорошая, зарплата около 30 тысяч».

На ул. Горького, 37, люди застряли в лифте. Механик вызволяет «пленников»:

Кабина лифта в доме на ул. Горького, 37: так сейчас выглядят многи лифты в Туле. Веселенько:

А это — то, что открыто обычно скрыто от глаз жителей:


«Мозги» лифта.

Подъемный механизм лифта в зареченской новостройке

Шахта лифта
Автор: Татьяна Алексеева, 21 февраля 2016, в 11:56 +11
Другие статьи по темам
Место

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Отец мальчика, погибшего в ДТП с троллейбусом, рассказал о трагедии
Отец мальчика, погибшего в ДТП с троллейбусом, рассказал о трагедии
Ночью в Ефремове загорелась пятиэтажка
Ночью в Ефремове загорелась пятиэтажка