Как работает скорая помощь
На фото Ольга Новикова и Дина Удаль. Фото Максима Котенева

Как работает скорая помощь

Почему скорая долго не приезжает? В чём разница между экстренной и неотложной медпомощью? По каким телефонам, кроме 03, вызывать медиков?

На вопросы туляков отвечает Вячеслав Потапов — заместитель главного врача по скорой медицинской помощи «Тульской городской клинической больницы им. Д. Я. Ваныкина».

 

Почему скорая долго не приезжает?

Официально эпидемия по гриппу в Тульской области не объявлена, однако в школах введены дополнительные профилактические каникулы, люди скупают в аптеках маски и противовирусные средства, а число вызовов врачей на дом с жалобами на повышенную температуру тела резко возросло.

Звонили туляки и в редакцию «Слободы» и Myslo.

– В 16.00 у моего ребёнка поднялась температура до 38,6. Я позвонила в скорую. Вроде бы мой вызов приняли, но врачи всё не приезжали. Я снова позвонила диспетчеру. Женщина по телефону сообщила, что мой вызов не передали ни одной бригаде. Два часа мы ждали помощи. В итоге решили сами отвезти ребёнка в областную детскую больницу, — возмущается жительница п. Октябрьский Ленинского района Елена Кутилкина.

Нарушила ли служба скорой медицинской помощи (СМП) какие-либо правила тем, что в течение двух часов не приехала на вызов тулячки?

– Работу Тульских выездных бригад скорой медицинской помощи регламентируют приказы министерства здравоохранения Российской Федерации и приказы министерства здравоохранения Тульской области. Из данных документов следует, что в первую очередь обслуживаются экстренные вызовы (несущие непосредственную угрозу для жизни). Неотложные вызовы (не угрожающие жизни непосредственно) обслуживаются «при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме».

Поясним: медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной формах. Разница между ними заключается в том, что в первом случае речь идёт о заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, которые угрожают жизни пациента и требуют срочного медицинского вмешательства. Во втором случае речь идёт о внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, которые не имеют явных признаков угрозы жизни пациента.

– Для нас главное — спасение жизни человека, — отметил Вячеслав Потапов. — Поэтому в первую очередь бригады выезжают на экстренные вызовы.

Проще говоря, в первую очередь скорая приедет на вызов к людям, пострадавшим в ДТП, и к человеку с инсультом или инфарктом, а уже потом к больному с жалобой на повышенную температуру.

Кроме этого надо учитывать и то, что если бригада оказывает помощь, т. е. она на вызове, бросить больного и не довести осмотр, обследование, лечение и медицинскую эвакуацию (при необходимости) до завершения она не имеет права.

– В приказе министерства здравоохранения прописан норматив времени. Он касается расположения подстанций СМП. Так, в зависимости от количества населения и транспортной сети подстанция должна находиться в зоне 20-минутного доезда автотранспорта, — пояснил Вячеслав Потапов.

Итак, когда человек звонит по телефонам 03 или 112, он вызывает скорую помощь. Как вызвать неотложку?

– Это система, которая создана во всех лечебных учреждениях Тульской области. Телефон неотложной помощи у каждой поликлиники свой. Он обычно вывешен на информационных стендах в регистратуре поликлиники, — отметил Вячеслав Потапов. – Симптомы ОРЗ и гриппа относятся к категории неотложных вызовов (конечно, если у больного нет осложнений). А количество вызовов на инфаркты, инсульты, травмы и другие экстренные поводы в эти дни не снижается на фоне большого подъема обращаемости населения по поводу высокой температуры. Случаи с температурой 37-38 мы стараемся передать в пункты неотложной помощи, но и они в настоящее время перегружены. Поэтому случаются задержки. Основная задача и диспетчерской службы, и бригады СМП, и бригады неотложной помощи — выявить осложнения и госпитализировать этих пациентов в стационар. Министерство здравоохранения Тульской области разработало специальный «Алгоритм оказания медицинской помощи больным гриппом на амбулаторном этапе (обращение или вызов на дом)». Опрос позвонившего, который проводит диспетчер при принятии вызова, происходит на основе этого положения. Также этими алгоритмами руководствуются фельдшера при принятии решения о госпитализации больного.

Чтобы людям было понятнее, поясню: все больные, если мы говорим про ОРВИ и грипп, поделены на три группы:

  1. Легкие: температура не поднимается выше 38 градусов. Или легко снимается жаропонижающими препаратами. Не выражены или совсем нет катаральных явлений (кашля). Тошноты, рвоты, поноса тоже нет.
  2. Средней тяжести: температура выше 38 градусов, не спадает в течение двух суток. Есть головная боль, слабость, мышечные и суставные боли, кашель и т. д.
  3. Тяжёлые: вместе с симптомами, характерными для степени «средней тяжести» у человека появляются признаки осложнений: одышка, сердцебиение, тошнота, понос, выраженные головные боли.

«Группы» — понятие условное, состояние пациента может как ухудшаться, так и стабилизироваться и даже улучшаться в течение достаточно короткого времени, поэтому в каждом случае решение принимается индивидуально.
И еще уточню несколько моментов: сотрудники СМП не выдают больничных листов, не назначают длительных курсов лечения. Их задача оказать первую медицинскую помощь и принять правильное решение о медицинской эвакуации.

Грипп, который сейчас распространён, опасен тем, что есть большая вероятность развития осложнений. Причём развиваются эти осложнения быстро и протекают тяжело. К сожалению, часто адекватно оценить своё состояние человек не может: некоторые пытаются перенести болезнь на ногах, а другая крайность — при любом подозрении на простуду вызывать бригаду скорой, при этом не смущаясь говорить «в поликлинике очередь (далеко, не дозвониться и т. д.)».

У нас нет отказов, есть большие задержки: если поступает экстренный вызов, мы обязаны направить бригаду именно туда. Надеюсь, большинство туляков адекватно оценят ситуацию с нагрузкой на медицинских работников и во время ожидания скорой не будут раз за разом набирать телефон скорой с угрозами, скандалами и требованиями. А вот если произошло изменение состояния пациента, то стоит о них сообщить диспетчеру: если произошло улучшение состояния, вас могут переключить на телефон здоровья или диспетчер самостоятельно даст адекватный совет о дальнейших действиях. А если вдруг состояние ухудшается, то после уточнения симптомов ваша очередь перейдёт из статуса «неотложный» в «экстренный», — пояснил Вячеслав Потапов.

 

Почему я не могу дозвониться по 03?

– У меня поднялась температура 40. Это было вечером — в 21.00. Пойти к участковому врачу я не могла — в это время он уже не работает, стала вызывать скорую. Мне важен был приезд врача, потому что я работаю в ночную смену и мне нужен был больничный, который бы доказал, что я не прогуляла рабочее время. Дозвониться до скорой я не смогла и пошла спать. На следующее утро я пришла к участковому врачу, но давать больничный «задним числом» она отказалась. Получается, я прогуляла работу, потому что не смогла дозвониться до скорой! — жалуется Вероника Крылова.

– У нас работает многоканальный телефон. Каждый позвонивший по 03 автоматически ставится в очередь (явление в последние годы не характерное, возникает только при перегрузках поступлений вызовов). Многие не дожидаются ответа, дают отбой и… опять попадают в конец очереди. Такая же система действует и по телефону 112. Сегодня, в период роста заболеваемости, мы привлекли все дополнительные резервы для работы многоканального телефона, — поясняет Вячеслав Потапов. — И еще надо отметить следующие моменты: «на температуру» у нас выезжают фельдшерские бригады, врачи работают только в специализированных бригадах: реанимационных, педиатрических.

Выдавать больничные листы и любые другие документы, заключения, справки сотрудникам бригад запрещено.

Оправдательные и тем более финансовые (больничные листы) документы выдают только поликлиники и стационары. Справку (при предъявлении документа удостоверяющего личность) о вызове бригады СМП можно получить на центральной подстанции, в справочной службе по адресу Тула, Пушкинский проезд, 3-б в часы работы с 8.00 до 16.30.

Итак, чтобы дозвониться до скорой, наберите 03 или 112 и настойчиво ждите, когда подойдёт ваша очередь. Кстати, телефоны приема экстренных вызовов оснащены системой записи переговоров согласно федеральному закону. Запись включается автоматически, при снятии трубки, поэтому диспетчер не может «просто снять трубку» или как-то по-другому заблокировать телефон. Такие нарушения сразу выявляются. Если вам долго не отвечают, будьте уверены: на момент звонка все диспетчера заняты приёмом вызовов.

Ещё один важный момент: вы можете получить заочную консультацию врача по круглосуточному телефону службы здоровья 36-37-20.

 

Кстати

Кто под особым вниманием?

В последние дни, на пороге эпидемии гриппа, в среднем из 280 больных, обратившихся за помощью в скорую (за сутки) с повышенной температурой, 45-60 человек госпитализируют в больницу. В основном это дети, беременные женщины, люди с ожирением, сахарным диабетом и сердечно-сосудистой недостаточностью.

 

На заметку

Поводы для вызова скорой в экстренной форме:

  • нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;
  • нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;
  • нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни — инфаркт миокарда, прогрессирующая стенокардия, остро возникшее нарушение сердечного ритма (аритмия), острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;
  • травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;
  • термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;
  • внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;
  • роды, угроза прерывания беременности.

 

Запишите телефон

Если есть жалоба или вопрос по работе скорой помощи в Туле, звоните по тел. 31-24-32 (диспетчер направления или старший врач) круглосуточно или по тел. доверия ЛПУ: 8-909-264-26-55 с 8.00 до 21.00.

 

Цифры

6 подстанций СМП находится в Туле.

34 бригады скорой помощи в среднем круглосуточно стоят на страже здоровья и жизни населения в Большой Туле.

120 человек как минимум ежедневно заступают на дежурство в скорой медицинской помощи.

3500 звонков поступает в диспетчерскую центральной подстанции скорой ежесуточно.

Автор: Алина Винокурова, 1 февраля 2016, в 09:32 +9
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Ночью на М2 столкнулись легковушка и грузовик
Ночью на М2 столкнулись легковушка и грузовик
Тульский онкодиспансер проведёт горячую линию
Тульский онкодиспансер проведёт горячую линию