11 сентября в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) прошла традиционная сессия Ассоциации юристов России «Конкурентоспособность российской юрисдикции: пространство свободы для предпринимательства». Модератором выступил председатель правления АЮР Владимир Груздев.
В дискуссии участвовали ведущие эксперты юридической области: вице-президент UC Rusal по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления Елена Безденежных, вице-президент Ассоциации юристов Вьетнама Зыонг Тхань Бак, советник Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян, руководитель филиала Clifford Chance CIS Limited Виктория Борткевича, партнер, глава практики разрешения споров Branch of Hogan Lovells CIS Алексей Дудко, партнер Peter Yuen & Associates in Association with Fangda Partners Ольга Болтенко, генеральный директор АНО «Российский институт современного арбитража», ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко, а также директор УК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков.
Владимир Груздев:
Владимир Груздев
- Мы помним, что указом
Елена Безденежных:
Елена Безденежных
- Если государство будет постоянно быстро реагировать на внешние раздражители, то оно станет неустойчивым, — заявила вице-президент UC Rusal, пояснив, что, в первую очередь, правительство заботится о государственном строе и о том балансе, который должен соблюдаться между экономикой страны и каждого крупного предприятия в отдельности, а не о каждом конкретном предприятии.
По словам Елены Безденежных, есть много положительных изменений, в частности, происходит совершенствование экологического законодательства и закона о недрах.
В числе положительных тенденций вице-президент UC Rusal назвала увеличение притока корпоративных капиталов больших холдинговых компаний, на что, в числе прочих мер, повлияло снятие ограничений по времени владения акциями и льготный режим налогообложения для инвесторов, владеющих более 10% акций.
Советник Адвокатского бюро „Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры“ Елена Авакян рассказала о проблемах российского судопроизводства и интересных проектах по автоматизации работы судов.
Елена Авакян
- Практически ни в одной стране мира нет такой чудовищной нагрузки на суды, и это одна из самых больших проблем судебной системы, потому что сегодня судья перестал быть художником. Судья вынужден работать у станка, он стал не лицом, отправляющим правосудие, он стал ремесленником. Он приходит на работу и работает, выполняя стандартные ежедневные функции по отписанию судебных актов, — считает Авакян. Вторая большая проблема, по ее мнению, связана с тем, что судьями все чаще становятся сотрудники аппарата судей, а не выходцы из среды адвокатов и негосударственного сектора.
Из положительных моментов развития судопроизводства
Вице-президент Ассоциации юристов Вьетнама Зыонг Тхань Бак остановился на глобальных целях и задачах, которые сегодня стоят перед юридическим сообществом.
- Движению к рыночной экономике сопутствует наличие конкуренции, а конкурентность характеризует уровень развития государства в целом, — отметил Зыонг Тхань Бак.
По его словам, защита права собственности играет ключевую роль в формировании привлекательности юрисдикции. Вице-президент Ассоциации юристов Вьетнама отметил, что фундаментальным фактором является свобода выбора метода решения споров. К основным столпам, на которых должна стоять правовая система, он отнес независимость суда, развитие института арбитражных судов, отсутствие административного давления, высокая скорость решения споров.
Руководитель филиала Clifford Chance CIS Limited Виктория Борткевича рассказала о санкционном законодательстве, которое делится на две большие части — до введения вторичных санкций и после. Она пояснила, что защищаться от санкций можно либо договорным путем, либо законодательным. Выработанные положения, которые были сбалансированы и вносились в договоры с 2014 года, зачастую и в большей мере защищали кредиторов. После введения вторичных санкций любое действие, не направленное на выход из взаимоотношений с санкционными компаниями, может рассматриваться американскими властями как содействие им. В такой ситуации контрагенты сами опасаются оказаться под санкциями.
Виктория Борткевича
- Если банк финансирует компанию, которая попала под санкции, и не может быстро выйти из сделки или не показывает американским властям, что пытается выйти из сделки, или же просто начинает финансировать санкционную компанию в Российской Федерации, и не важно, где этот банк находится, в России, за границей, соответственно, этот банк сам имеет высокие шансы попасть под санкционное законодательство США.
Виктория Борткевича отметила, что антисанкционное законодательство существует и в Европе, например, в Германии, где правительство запретило компаниям и банкам соблюдать американские санкции: „Это закончилось тем, что немецкие банки и экспортно-кредитные агентства не в состоянии принимать участие в финансировании даже очень крупных, политически важных проектов на территории Российской Федерации, или на территории Германии, или Европейского союза — с участием российских компаний“. Уголовную либо административную ответственность за ведение бизнеса в реалиях, которые сейчас существуют, Борткевича назвала „антиинвестиционным движением“.
Партнер, глава практики разрешения споров Branch of Hogan Lovells CIS Алексей Дудко сравнил санкции и ответные меры на них с жерновами для бизнеса. Рассказывая об основных аспектах встречных санкций со стороны России, он отметил:
Алексей Дудко
- Хорошо, что российское правительство очень сдержанно и точечно отвечает на провокационные действия американских и, в меньшей степени, европейских властей». Также он обратил внимание на проблему «двойного риска», когда дочерние структуры иностранных компаний зачастую вынуждены исполнять взаимоисключающие требования американского или европейского права и российского законодательства. «Это создает очень серьезное давление, и, по сути, правовое поле в рамках осуществления международных операций напоминает минное поле. Для юристов становится все сложнее и сложнее, даже для профессионалов, которые занимаются санкциями, структурировать сделки.
Партнер Fangda Partners Ольга Болтенко рассказала о соглашениях о взаимной защите инвестиций, которые повышают доверие иностранных инвесторов.
- Чтобы юрисдикция была конкурентоспособной, необходимо вернуть программу заключения соглашений о взаимной защите инвестиций не только двусторонних, но и многосторонних сделок, — отметила она.
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко рассказал о спросе на качественное третейское разбирательство:
Андрей Горленко
- Сегодня общее количество дел — более 100. Создание института третейских разбирательств является очень важным элементом инвестиционной привлекательности. Мы пока еще в начале пути, но этот путь мы начинаем с хорошей базы. Российский институт современного арбитража заключил соглашения о сотрудничестве в сфере развития арбитража с ведущими иностранными арбитражными институтами — Сингапурским и Гонконгским международными арбитражными центрами. У нас большая база международных арбитров, их более 70.
Андрей Горленко также поделился предложениями, разработанными для повышения эффективности режима САР (специальных административных районов) для реализации проарбитражного подхода. По словам Горленко, наличие арбитражных учреждений сегодня дает регионам инструмент для привлечения инвесторов.
Генеральный директор УК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков также рассказал о процессе реализации закона о специальных административных районах, в том числе о норме по валютному контролю и норме по налогообложению пассивных доходов.
- Дорогу осилит идущий, — в завершение сессии сказал Владимир Груздев. — Всё постепенно появляется: появились наследственные фонды, вступил в силу закон о зачете срока нахождения в СИЗО.
Важно не опускать руки, определять наиболее важные аспекты, которыми нам нужно заниматься, и сосредоточить свои усилия в принятии тех или иных поправок в законодательство, появлении новых норм. Для этого, конечно, и нужна Ассоциация юристов России.