27 марта, в понедельник, в Госдуму внесут законопроект, запрещающий суррогатное материнство. Автором выступает сенатор Антон Беляков. Об этом пишут «Известия».
Беляков считает, что наша страна стала центром «репродуктивного туризма», однако отношения участников процесса почти не регулируются государством.
По мнению Антона Белякова гражданско-правовые договоры, регулирующие отношения сторон, допускает закрепление любых обязанностей и прав сторон, но не гарантирует при этом их строгого выполнения.
Кроме того, по мнению сенатора, всё чаще к услугам россиянок прибегают иностранные пары. Относительная дешевизна и отсутствие законодательных ограничений уже сделали Россию одним из центров так называемого репродуктивного туризма.
В результате этого всего остаются без должной юридической защиты и суррогатные матери, и генетические родители, а также дети, рожденные таким способом. Законопроект поддерживает Русская православная церковь, но медики и юристы выступают против запрета.
Юристы подтверждают, что законодательная база суррогатного материнства очень противоречива.
Однако они напоминают, что при этом подзаконные акты определяют процедуру суррогатного материнства как один из методов лечения бесплодия. По мнению эксперта, суррогатное материнство надо не запрещать, а подкрепить хорошо продуманным законом. Отказ от этой процедуры будет также отказом от самых современных достижений медицины в этой области.
Медики, специализирующиеся на лечении бесплодия, бьют тревогу. По их данным, растет число людей, которые не могут иметь детей по состоянию здоровья, а отказ от суррогатного материнства только усугубит это социальное бедствие.
— Показаниями для суррогатного материнства являются все противопоказания к беременности, — уточнил репродуктолог специализированной клиники ЭКО «АльтраВита». — Это болезни почек, печени, сердца и других органов. То есть речь идет не только о бесплодии. Таких пациентов миллионы. На фоне наших демографических проблем суррогатное материнство — это огромный плюс. Потребность в этой услуге велика.
Врач не подтверждает информацию о том, что Россию наводнили бесплодные иностранцы. По его словам, иностранцы среди клиентов встречаются не больше одной пары в месяц. А в последние годы поток «репродуктивных туристов» из Европы резко сократился.
По мнению другого специалиста, права ребенка никак не ущемляются, так как он остается с биологическими родителями, которые о нем давно мечтали. Что касается психологической внутриутробной связи ребенка с матерью, то однозначных научных доказательств этому нет.
Генетика суррогатной матери не передается ребенку. У них даже не сообщаются кровеносные системы.
Русская православная церковь отрицательно относится к суррогатному материнству.
— Мы полагаем, что святость семейной жизни, целостность отношений в семье нарушается фактом появления в союзе мужчины и женщины третьего человека, который вынашивает ребенка, — сказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Он отметил, что во время беременности между матерью и ребенком, даже если он генетически чужой, возникает психологическая связь. Эта связь не может быть предметом договора, который рассматривает суррогатную мать как простой инкубатор. Это унижает достоинство женщины, предоставляющей свой организм для коммерческого использования. Именно поэтому Церковь не может благословить обращение своих верующих к услугам суррогатного материнства.