Выставка «Бедлам: в приюте и вне его» в лондонской галерее Wellcome Collection - это не просто истории и творчество пациентов печально известной Бетлемской королевской психиатрической больницы, в просторечии именуемой Бедламом. В экспозиции — работа художника, вдохновившего Фредди Меркьюри из Queen на создание песни, а также рисунок несостоявшегося убийцы короля Георга III, работы Вацлава Нижинского и Ван Гога.
Выставка сравнивает исторический материал и медицинские записи с личными свидетельствами и произведениями. Эти работы изображают приюты для душевнобольных как физическое и воображаемое пространство одновременно.
«Народное» название клиники — Бедлам — стало именем нарицательным в английском языке, откуда попало и в русский.
Это слово первоначально обозначало любое заведение для умалишённых, а позже стало синонимом хаоса и неразберихи.
Больница Святой Марии Вифлеемской, которая затем стала Бетлемской королевской клиникой, основана в Лондоне в XIII веке. Специализацию получила позже — в 1377 году, став первым в Европе учреждением для душевнобольных.
Её скандальная история легла в основу нескольких книг ужасов, триллеров и сериалов. Среди них — знаменитый фильм «Бедлам» (1946), главную роль в котором сыграл Борис Карлофф. Первоначально больница располагалась у Епископских ворот за стеной лондонского Сити. Затем она переезжала — в XVII и XIX веках, — пока в 1930 году не оказалась на своём нынешнем месте, в боро Кройдон.
Несмотря на то, что ныне больница — современное психиатрическое учреждение, исторически это был один из худших приютов для сумасшедших.
В списке самых известных пациентов Бедлама одним из первых стоит имя Ричарда Дадда. В молодости этому художнику прочили блестящую карьеру. Но в 1842 году, возвращаясь из путешествия по Ближнему Востоку, он вдруг вообразил, что получил послания от древнеегипетских богов и раскрыл заговор Папы.
Ричард Дадд в Бедламе за работой над одной из своих картин в 1857 году. Фото Джонатана Стоукса ныне находится в Бетлемском музее разума
Годом позже 26-летний Ричард зарезал собственного отца, приняв его за воплощение дьявола — и на 20 лет попал в Бедлам, откуда в 1864 году его перевели в Бродмур.
В обоих учреждениях Ричарду Дадду предоставляли краски и материалы для рисования — что противоречит современным карикатурным представлениям о том, что викторианские приюты были «жестокими дурдомами».
Интересно отметить, что картина «Мастерский замах сказочного дровосека» вдохновляла музыкантов Оливера Кнуссена и Фредди Меркьюри, а также писателя Терри Пратчетта.
«Лицом» выставки «Бедлам: в приюте и вне его» стал портрет сэра Александра Моррисона — пионера психиатрии XIX века. Эта картину Ричард Дадд написал в конце 17-летнего сотрудничества врача с Бетлемской клиникой. Доктор предстаёт перед нами с цилиндром в руке на фоне своего поместья в Ньюхэйвене, к северу от Эдинбурга.
Художник, естественно, не ездил в Шотландию, но написал фон по наброскам дочери Моррисона.
Дадд видит в Моррисоне героический и одинокий столп сострадания. Тем не менее, растрёпанные седые волосы делают психиатра похожим на одного из его пациентов.
Портрет сэра Александра Моррисона, психиатра - Ричард Дадд (1852)
Рисунок Адольфа Вёльфли (1864 — 1930) под названием «Ментальный приют звуковая роща» (1910) из Художественного музея Бёрна.
В детстве Вёльфли подвергался сексуальному и физическому насилию, и с 1895 года до конца жизни находился в клинике Вальдау(Швейцария) как шизофреник. Там в возрасте 35 лет начал создавать подобные рисунки, в которые включены даже нотные записи музыкальных фрагментов.
Эта работа неизвестного автора из коллекции Эдварда Адамсона (1911 — 1996), художника и «отца арт-терапии» в Британии, была использована в короткометражке Пии Борг и Эдварда Лоуренсона «Забытые вещи» (2014)
Джеймс Хэдфилд, «Эпитафия моему бедному Джеку, Бельчонку II»(1834). Бетлемский музей разума
На выставке есть трогательный экспонат — изображение ручной белки. Его автор Джеймс Хэдфилд попал в Бедлам после попытки убить короля Георга III в театре Друри-Лейн. Этого человека британский суд впервые в истории признал невиновным по причине невменяемости — неслыханный либерализм, ведь тогда(покушение произошло в 1800 году) цареубийц приговаривали к повешению или четвертованию.
В сумасшедшем доме белка составляла компанию Хэдфилду, и в своём рисунке 1834 года он оплакивает её кончину.
Коммерсант Джон Гилмор находился в приютах для душевнобольных в Глазго и Дамфрисе, страдая параноидальным бредом. Он полагал, что заразил жену и детей сифилисом, и те в отместку отправили его в клинику для душевнобольных.
Своими сатирическими и аллегорическими рисунками, сделанными в 1910 году, он протестовал против системы, которая держала его взаперти.
Помимо произведений пациентов Бетлемской больницы на выставке есть и работы душевнобольных из других приютов, в том числе знаменистей — Вацлава Нижинского и Винсента Ван Гога.
Первому после окончания его короткой карьеры в 1918 году была диагностирована шизофрения. С тех пор и до конца жизни он с переменным успехом лечился в разных психиатрических клиниках. Там танцовщик создавал рисунки преимущественно из повторяющихся кругов и овалов.
Вацлав Нижинский, «Маска» (1919)
В свою очередь Ван Гог после выхода из клиники Святого Павла в Сен-Реми-де-Прованс создал единственную в своём творчестве гравюру — «Человек с трубкой». Это портрет его доктора Поля Фердинанда Гаше, про которого художник написал:
«Это кто-то вроде нового брата… он очень нервный и очень странный сам по себе».
Винсент Ван Гог, «Человек с трубкой» (1890)
Выставка «Бедлам: в приюте и вне его» в музее Wellcome Collection продлится до 17 января 2017 года.