Активисты Общероссийского народного фронта изучили проект постановления правительства о порядке проведения обязательных общественных обсуждений закупок, предусмотренный ст. 20 закона «О контрактной системе», сообщает пресс-служба ОНФ.
По мнению активистов ОНФ, проект не отражает новую экономическую ситуацию в стране и сложившуюся практику. Кроме того, проект – точная копия приказа Минэкономразвития от октября 2013 года. Эксперты ОНФ считают необходимым снизить сумму выносимого на обязательное обсуждение контракта, включить в перечень социально значимые и инфраструктурные объекты, а также усилить экспертную составляющую народной экспертизы.
Виктор Климов, эксперт ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, считает, что правительству необходимо пересмотреть дополнительные критерии проведения общественных обсуждений закупок.
– Необходимо установить обязательность данной процедуры при проведении закупок, предметом которых является строительство и реконструкция социально значимых (больниц, школ и т.д.) и инфраструктурных объектов (дороги, мосты и т.д.), но не достигающих стоимости в 1 млрд руб. Для этого мы предлагаем ввести в проект постановления критерий предмета государственных и муниципальных закупок, обязательных к общественному обсуждению, и увязать их с критерием цены, – отмечает он.
Проект постановления РФ закрепляет единственный критерий для отбора закупок, по которым будет проведено общественное обсуждение, – начальную (максимальную) цену заключаемого контракта, не превышающую 1 млрд рублей.
Однако, как гласит исследование ОНФ, с 1 января 2015 года закупки на сумму свыше 1 млрд рублей составили менее 0,0014 % от общего количества тендеров муниципального уровня и менее 0,0086% от числа тендеров регионального уровня.
По мнению экспертов ОНФ, сама процедура общественных обсуждений должна изменится.
– Сейчас этот механизм практически не работает потому, что единственным критерием вынесения закупки на обсуждение является цена. Как в итоге оценивать закупку? А если брать в расчет не только цену, но и социальную значимость объекта, то и профессиональные сообщества будут активнее включаться в работу. Не всегда даже заинтересованные лица из числа общественников могут разобраться в закупочной документации и в обосновании – цене контракта, – поясняет Климов. – Минэкономразвития необходимо продумать инструменты обязательного участия профессионального сообщества в этих обсуждениях.
Также Виктор Климов обратил внимание на то, что, согласно с 44-ФЗ, регионы могут сами установить дополнительные условия проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Однако, если правительство оставит единственный критерий, то регионы также ничего не изменят. По словам Климова, за два года лишь в 12 субъектах установлены дополнительные критерии проведения общественных обсуждений.
Результаты мониторинга, приведенного в докладе Минэкономразвития России по итогам IV квартала 2014 года, говорят об эффективности процедуры общественных обсуждений. В 51 случае заказчики внесли изменения в планы-графики закупок, а 21 закупка на общую сумму свыше 55,7 млрд рублей была отменена по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения. По итогам второго же этапа были отменены закупки на сумму более 4,6 млрд рублей.