Госдума приняла в первом чтении законопроект депутата Ирины Яровой, который предусматривает уголовное наказание за пропаганду наркотиков, сообщает Коммерсантъ. В своей нынешней редакции законопроект может очень сильно повредить работе врачей, юристов, журналистов, книгоиздателей и учителей.
Ирина Яровая хочет расширить понятие «пропаганда наркотиков».
Сейчас таковой признаётся информация о производстве, использовании или местах приобретения наркотиков. Яровая хочет запретить изображения наркотиков и наркосодержащих растений и даже упоминания их названий в СМИ, кино, книгах и интернете. В проекте особо подчёркивается запрет рассказывать гражданам о медицинском использовании наркотиков. Более того, депутат предлагает ввести за это уголовное наказание и сажать в тюрьму на два года.
– Сейчас по запросу «наркотики» поисковики дают ссылки более чем на 5 тыс. русскоязычных сайтов, из которых менее 1% являются антинаркотическими, — заявила Ирина Яровая. — Остальные в той или иной форме ведут пропаганду наркотиков и наркотического образа жизни.
Однако, в первую очередь, закон усложнит жизнь тем, кто с «наркотическим образом жизни» никак не связан — тяжелобольным пациентам. Врачи, назначая пациентам наркотические и психотропные обезболивающие препараты, уже сейчас боятся рассказывать об их действии и советовать меры предосторожности: все это может быть расценено как пропаганда.
– В России обезболивание без уколов получают лишь 9% нуждающихся. С уколами — 25%, хотя это давно устаревшая практика, — рассказала директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.— Страна сильно необезболена, а если закон будет принят в таком виде, ситуация станет катастрофической.
Депутаты пообещали сделать исключение для тяжелобольных, а также ввести уточнение, что противозаконным считается «формирование в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ».
Однако вопросов к инициативе Яровой меньше не стало.
Законопроект противоречит другой инициативе «Единой России» — тестированию школьников на наркотики. В тестах, которые предлагают детям в ходе этой процедуры, перечислены виды наркотиков и эффект от их употребления.
– Первым делом придётся убрать с полок «Морфий» Михаила Булгакова, — возмущается совладелец книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов.— Ну или переиздать, поставив на обложке три точки.
Законопроект также повлияет на работу журналистов и учёных.
Недавно глава Фонда борьбы со СПИДом Вадим Покровский рассказал об эпидемии ВИЧ и призвал ввести в стране заместительную терапию лечения наркозависимости с помощью препарата метадон. Если законопроект Яровой будет принят без изменений, СМИ просто не смогут рассказать об этом событии.
– Теперь СМИ просто не смогут написать об этом виде лечения и задать неудобный для чиновников вопрос — почему оно разрешено в Европе, США и других странах СНГ, но запрещено в России? — говорит глава Фонда имени Андрея Рылькова Анна Саранг.
Закон скажется и на работе юристов, которые не смогут даже просто обсуждать правоприменительную практику по и без того популярной статье УК о наркотиках.
– Закон приведёт к тому, что люди будут избегать публично говорить об этой проблеме, — говорит адвокат Ирина Хрунова. — Но если запретить произносить слово «наркотик», проблемы никуда не денутся.
Второе и, возможно, сразу третье чтение закона состоится в следующую пленарную неделю — с 8 по 12 июня. Минздрав не смог прокомментировать ситуацию с законопроектом.Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2735440