1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Культура
  4. Авдотья Смирнова о фильме про Толстого: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - Новости культуры, музыки, искусства Тулы и области - MySlo.ru
Авдотья Смирнова о фильме про Толстого: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»
Фото Александра Каналина.

Авдотья Смирнова о фильме про Толстого: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Международный фестиваль Толстой Weekend завершился презентацией нового фильма, снятого в Ясной Поляне по мотивам истории из жизни Льва Николаевича.

12 июня в Ясной Поляне завершился третий театральный фестиваль Толстой Weekend. За три дня на территории музея-заповедника 16 ведущих российских и зарубежных театральных коллективов представили 18 спектаклей на шести сценах под открытым небом, встретились с интересными людьми и даже прогулялись по усадьбе с аудиоспектаклем.

Завершился фестиваль на высокой ноте — презентацией нового фильма, основанного на одной из печальных историй жизни семьи Толстых, «История одного назначения» и творческой встрече с его создателями.

«История одного назначения» — острое повествование о конфликте между законом и справедливостью. В картине Лев Толстой предстает не монументальным писателем, а обычным человеком, совершившим роковую ошибку. Съемки фильма проходили в Ясной Поляне в прошлом году, а роли знаменитой на весь мир семьи исполнили Евгений Харитонов и Ирина Горбачева.

О фильме и судьбах его героев Myslo рассказала режиссер картины Авдотья Смирнова.

Авдотья Смирнова:

– Лев Толстой — мой любимый писатель. Есть три произведения, которые я перечитываю раз в полтора года: «Капитанская дочка» Пушкина, «Анна Каренина» Толстого и «Герой нашего времени» Лермонтова. Каждый раз ты находишь что-то новое, обращаешь внимание на какую-то новую деталь, понимаешь «Ах вот оно зачем» — на то она и русская классика. Человек, который чувствует себя связанным с Россией, даже может не думать о Толстом, но Толстой входит в его химический состав крови.

— Чем Вас привлекла именно эта история из жизни писателя?

– Три года назад я прочитала книгу Павла Басинского «Святой против Льва». Это вторая книга его толстовской трилогии, которая описывает отношения Толстого и Иоанна Кронштадтского. И там есть маленькая главка, буквально на три страницы, «Спасти рядового Шабунина», в которой рассказывается история дела Василия Шабунина. И так меня эта история поразила, что мне захотелось снять по ней картину. Кроме того, это возможность показать Льва Толстого 38-летним. Не старцем с бородой, которого мы видим на фотографиях, а человеком, который только пишет «Войну и мир». И еще я хочу сказать, что для меня важно, что это современная история, она некоторым образом происходит здесь и сейчас, это не костюмная драма про XIX век, от которой у меня самой скулы сводит.

Немаловажно, что в этой истории Толстой совершает ошибку.

У нас же принято национальных гениев представлять как некое монолитное совершенство, забывая о том, что даже самый крупный художник — это живой человек, который может ошибаться, совершать нелепости, о которых потом будет жалеть. Мне очень хотелось расшатать этот канонический образ Льва Николаевича. Как раз эта история и дала такую возможность. Самым лучшим рекламным слоганом для нашей картины были бы бессмертные слова Виктора Степановича Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

— Во время съемок фильма Вы говорили, что эта история не столько о Толстом, сколько о семье Толстых. Какую роль в жизни писателя, на Ваш взгляд, сыграла Софья Андреевна?

– Любая живая настоящая семья — это постоянная диффузия, взаимопроникновение, перемешивание друг с другом. Софья Андреевна была абсолютно выдающейся женщиной, она была необычайно одаренная, с бронебойным обаянием, веселая, остроумная, невероятно энергичная, очень преданная — то, что называется необыкновенная. Лев Николаевич хотел жениться с ранней молодости и всё высматривал себе жену. Его сверходаренность выразилась и в том, что он нашел нечто крайне незаурядное. Они прожили вместе 48 лет, из них 30 — в такой степени душевной близости, в такой любви, в таком притяжении друг к другу, что я просто не знаю других таких союзов в истории.

Это пример выдающегося брака!

В этот вечер в Доме культуры «Ясная Поляна» зрителям показали несколько фрагментов нового фильма «История одного назначения». А сразу после прошла творческая встреча с создателями картины режиссером Авдотьей Смирновой, автором сценария Павлом Басинским и исполнителем одной из главных ролей Алексеем Смирновым.

На фото Павел Басинский, Алексей Смирнов, Авдотья Смирнова и Екатерина Толстая.

В картине продумана каждая деталь, при подготовке к съемкам тщательнейшим образом изучались фотографии и картины того времени. Все костюмы были сшиты по специальным эскизам — от нарядов Софьи Андреевны до народных костюмов яснополянских крестьян.

– Мир деревенской России был бесконечно разнообразен. Народные костюмы отличались не только от губернии к губернии, а даже от уезда к уезду. В Ясной Поляне крестьянский костюм был очень сложносочиненным и ярким: много красного, розового, со сложной вышивкой, вставками и т. д. Мы с художником «приглушили» народный костюм, однако некоторые критики нас упрекают в том, что деревня у нас получилась уж очень роскошная, — рассказала Авдотья Смирнова.

Некоторые роли в фильме исполнили туляки. По признанию режиссера, с жителями нашего региона работать ей было легко.

– Очень важна палитра лиц. Нам хотелось показать разнообразие русских типажей, с туляками работалось прекрасно! — призналась режиссер фильма.

Несмотря на все выверенные исторические детали, картина получилась очень современной.

– В моем понимании Толстой говорил словами из дневников и писем. При написании сценария я не мог от этого отойти. И тогда Дуня сказала одну замечательную фразу — удивительную формулу «герой исторический, реальный Толстой может говорить то, чего он, наверное, не говорил, но ни в коем случае не может говорить того, чего он не мог бы сказать никогда», — поделился со зрителями Павел Басинский.

Дух нашего времени картине придают еще и необычная манера съемки и музыкальное оформление. Над саундтреком работал рэпер Василий Вакуленко, известный как Баста.

– XIX век был гораздо меньше освещен и был гораздо громче: были деревянные поверхности, не было резиновых набоек на обуви. Мы постарались максимально воссоздать атмосферу той эпохи. С одной стороны, нам очень хотелось сделать картинку, не привычную для современных глаз, а с другой — создать у зрителя эффект присутствия. Эту картину мы сняли с оператором Максимом Осадчим поперек всех наших вкусов и привычек — мы делали неправильные композиции, люди говорят в спину и т. д. Свет и звук действуют на подсознание, работать с этим — самое интересное. Современный саундтрек делает картину более реалистичной для молодого зрителя. Когда мы говорим про XIX век, привычные штампы в музыке — это виолончель, скрипка и рояль. Когда я принесла сценарий Васе (Василию Вакуленко. — Прим. автора), он мне сказал «Ну ты, наверное, хочешь всякую скрипку». Я ему ответила: «Ну неужели, если бы я хотела скрипку и виолончель, я бы к тебе пришла? Я хочу электронику и биты!» В итоге я невероятно довольна саундтреком! — сказала Авдотья Смирнова.

Фильм уже успел покорить жюри сочинского «Кинотавра»: новое произведение Авдотьи Смирновой удостоено призом за лучший сценарий и стало лучшим по версии зрителей. На большой экран картина выйдет 6 сентября.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

13 июня 2018, в 12:31 0
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Пропавший туляк найден мертвым
Пропавший туляк найден мертвым
День России на Куликовом поле: бег с покрышкой, народные игры и зрители в роли «снарядов»
День России на Куликовом поле: бег с покрышкой, народные игры и зрители в роли «снарядов»

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.