В конце октября интернет-сообщества «ВКонтакте», пропагандирующие смерть и суициды, запустили игру. Её суть, по выражениям создателей — «Самопознание через самоуничтожение».
Руководители этих сообществ даже определили даты «выпиливания» подростков (так на сленге в этих группах называется уход из жизни). О смертельных датах общественность предупредил Центр спасения детей от киберпреступлений. Они же назвали и ближайшие даты предполагаемых самоубийств — 17 и 23 ноября.
Как удалось выяснить корреспондентам Myslo, эти даты не случайны. 23 ноября 2015 года покончила с собой 16-летняя Рина Паленкова из Уссурийска. Её тело нашли на железнодорожных путях.
Перед смертью девочка выложила в сеть фото со словами «ня.пока». Вот уже год Рина — кумир подростков, решивших свести счёты с жизнью. Они ставят на аватарки ее фото, восхищаются ею и ее поступком.
14 ноября 2016 года еще одно происшествие случилось в Псковской области. 15-летние парень и девушка заперлись в доме с оружием.
Обстреляли машину полицейских, а после покончили жизнь самоубийством. Все происходящее подростки снимали на камеру мобильного телефона и транслировали в интернет. После их самоубийства в группах смерти их тут же окрестили «современными Бонни и Клайд» и возвели в ранг кумиров.
Смертельный квест
О том, что в социальных сетях живут и процветают группы, пропагандирующие суицид, журналисты из разных городов России писали уже не раз. Однако в октябре руководители опасного движения вновь активизировались. Корреспонденты Myslo провели собственное расследование. И от увиденного пришли в ужас.
В сообществах активно публикуют пропагандирующие самоубийства картинки, записи и видео, запечатлевшие суицид. Администраторы групп напрямую обещают участникам: смерть решит все проблемы разом. Страшно, но подростки легко покупаются на такую рекламу. Для привлечения внимания руководители смертельных сообществ запустили таинственную игру со строгими правилами. Не выполняешь их — вылетаешь из группы.
Попасть в «игру» просто, достаточно опубликовать на стене незамысловатое стихотворение. Мы приведем отрывок текста «Хочу в игру. Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию…». Полный текст Myslo не публикует из этических соображений. Запись снабжается определенными хештегами (ключевыми словами), по ним-то руководители сообществ и ищут «своих» в интернет-пространстве.
В сленге у игроков слова «Тихий Дом», «терминал», «Истина». Их значение для непосвященных непонятно. Кроме того, продвинутые игроки общаются на иврите и шифрами, разгадать которые стандартные дешифровщики не в силах. Мы приведем некоторые фразы из зашифрованных публикаций: «Почему вы живете? Смерть бесконечна. Зачем жить, когда вы можете умереть».
«Я твой проводник»
Чтобы понять, как действуют организаторы страшных игр, я, корреспондент Myslo Оксана Косякова решила «ловить на живца» и создала фейковую страницу в социальной сети «ВКонтакте». На странице — все атрибуты разочаровавшегося в жизни подростка — членство в суицидальных сообществах, кит на аватарке (животное в последнее время стало символом суицида, потому что киты часто выбрасываются на берег перед смертью).
Я отметилась в нескольких группах, оставила посты в обсуждениях о наборе игроков, поинтересовалась у «бывалых», как играть. На что тут же получила ответ «Режешь себя? Фотку». Мы прислали фотографию шрамированной руки. Это и оказалось пропуском. «Тебе напишут скоро», — получили мы в ответ.
«Здравствуй. Я твой проводник. Ты звала меня?» – написала нам в личных сообщения некая Александра Ледкова.
Страница явно ненастоящая — ни одной реальной фотографии, на стене записи на языке «гуджарати» — одном из 23 официальных языков Индии.
В переписке проводник интересовался, почему я хочу ИГРАТЬ. И после придуманной мною печальной истории о несчастной любви и непонимании в семье снова потребовал фото шрамов. Я попала в точку!
Организаторы игры собирают именно таких разочаровавшихся в жизни подростков.
Они не говорят напрямую о суициде, но всё и так понятно — они предлагают избавить тебя от проблем.
Я получила новое задание: вырезать на теле слово «Мэй», что означает свобода. Порезы проводник просил сделать более глубокими. Я прислала фото, но этого оказалось мало. «Сильнее», — получила в ответ.
Все фотографии мы, конечно, делали не в реальности — подделали картинки в фоторедакторе. Для входа в игру нужно нанести себе серьезные увечья. Но к чему привели бы такие задания подростка, оставшегося один на один с проблемами? Тех, кто проходят испытание до конца, готовят к суициду...
Тульские подростки в зоне риска
В манящую подростков игру захотели поиграть уже как минимум семь тульских школьников. На них корреспонденты Myslo вышли только потому, что те указали место своего рождения в соцсетях.
Сколько еще подростков из нашего региона в данный момент обдумывают свой суицид, страшно представить. Отследить это практически невозможно.
После волны призывов к игре и заявлении общественников о готовящихся самоубийствах Роскомнадзор закрыл в сети неугодные группы. Но проблему это не решило. Сообщества со страшными постами и фото множатся с огромной скоростью. Подростки вступают в них снова и снова. Обсуждения с избранными переходят в личные сообщения. О чем там общаются, знают только двое.
Чтобы войти в некоторые группы, придется пройти целый квест, выполнить задание, направленное на самоповреждение, составить видеообращение. Организаторы прекрасно понимают, что за ними ведется охота, поэтому не допускают взрослых к игре.
На связь школьники выходят в основном ночью, чтобы родители ни о чем не догадались.
Но все эти условности только в реальности. На своих страницах в соцсетях школьники не стесняются публиковать оправдывающие самоубийство картинки, видео и стихи. Видимо, считают: здесь полностью их территория. В группах они делятся соображениями, как покончить с собой безболезненно и где это лучше сделать. Присылают свои фото с крыш и железных дорог.
«Я умру на твоих глазах», – пишет у себя на странице туляк Андрей. Под постом леденящий душу комментарий: «Жду *-*». Страница комментатора удалена и больше не существует.
Заходим на страницу еще одной тульской школьницы. Девочка пишет:
«Ни к кому нельзя привязываться. Уходят все. Кто-то к другим, а кто-то на небеса». И снова комментарий — картинка с летящим с высотки человеком.
Кто стоит за играми со смертью?
На эти вопросы сейчас пытаются ответить следователи из разных уголков России. На базе Следственного комитета РФ создана специальная рабочая группа. Но пока работа продвигается крайне медленно. Правоохранителям сложно противостоять новому виду онлайн-преступлений.
15 ноября в деле наметился серьезный поворот. СКР сообщил, что полицией задержан один из администраторов группы смерти – Филипп Лис.
Как стало известно Myslo, задержать парня удалось после попытки совершения самоубийства одним из подростков в Санкт-Петербурге. Мальчик выжил и дал показания о постоянном воздействии на него со стороны администратора интернет-сообщества.
Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013 по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей. Как установили следователи, доступ к этим группам был строго ограничен и, сродни членству в закрытом клубе, осуществлялся на усмотрение администратора сообщества. На следующем этапе новоиспеченные участники должны были пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых прогрессировал рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти, суицида, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.
В подтверждение своих «успехов» ребята направляли администраторам группы, пользующимся непререкаемым авторитетом, рисунки, тексты, фотографии порезов и тому подобное.
Стоит отметить, что последовательному воздействию на детей способствовала четко выверенная с психоэмоциональной точки зрения тактика, ведь выполнение некоторых заданий происходило глубокой ночью, что приводило к систематическому недосыпанию и, как следствие, ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее.
В результате ребенок, вступивший в группу для участия в увлекательной игре и исполнения занимательных и, на первый взгляд, невинных заданий, попадал в сильнейшую психологическую ловушку.
Смерть пропагандировалась как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций, культивировались депрессивные психологические состояния, применение насилия в отношении себя и окружающих, а незыблемые человеческие ценности — семья, друзья, образование — критиковались, высмеивались и обесценивались. Балансируя на грани между виртуальной и реальной действительностью, дети проецировали происходящее на экране в собственную жизнь, воспринимая его как нечто естественное, обыденное, нормальное, в то время как руководители групп крепко держали руку на пульсе, вынуждая ребят выполнять все более изощренные задания.
На данный момент следователями
Следователи проводят серию обысков в 10 регионах России, в том числе в Тульской области. Изымаются электронные носители, допрашиваются свидетели и потерпевшие.
Только благодаря показаниям выживших детей у следователей появились основания для задержания. Дело в том, что доказать причастность групп к детским суицидам непросто. В статье «Доведение до самоубийства» написано, что основанием для привлечения по ней являются «угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего». Посты в группах смерти не подходят ни под одно определение.
В Туле уже известны печальные случаи воздействия смертельных групп на подростков. 3 апреля две 13-летние школьницы покончили с собой на ул. Хворостухина.
Их тела нашли на стройплощадке одного из долгостроев. Рядом с ними — предсмертная записка в стиле рэп, на их страницах в соцсетях сообщения о готовящемся самоубийстве и подписки на смертельные сообщества. В СУ СК РФ по Тульской области возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства».
Следователи выяснили: девочки не вступали в переписки, но активно сидели в группах, рассказывающих о суициде. И уже этого хватило, чтобы школьницы сделали решительный шаг.
Андрей Титов
– Данных о том, что кто-то из администраторов групп в социальных сетях или сайтов общался лично с погибшими девочками и склонял их к суициду, у следствия нет. Есть сведения, что они сами были подписаны на новости в этих группах и регулярно видели информацию, которая в них размещалась. Тем не менее расследование уголовного дела продолжается, — говорит заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тульской области Андрей Титов.
Корреспондентам Myslo стало известно, что проведенная посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза установила: информация из интернета повлияла на психику подростков. А сам суицид рассматривался девочками как позитивный выход из ситуации, который позволит им оказаться в другой реальности. Однако на поступок девочек толкнул не только интернет, но и окружающие их проблемы — непонимание в семье и непринятие со стороны сверстников.
Девчонки много обсуждали между собой предстоящий поступок. А также, по словам их знакомых, одна из девочек даже резала руки за некоторое время до трагедии. Могло ли это быть такой же «проходкой» в сообщества или игру? Теперь ответа на этот вопрос не найти.
Как оградить ребенка от вредной информации?
1 ноября в Туле состоялась конференция «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В город приехала уполномоченный по правам ребенка
Анна Кузнецова
– К сожалению, о группах, пропагандирующих суицид, мы узнали, только когда стали разбираться в причинах уже случившихся трагедий. Мы предлагаем внести изменения в статью уголовного кодекса «Доведение до самоубийства», чтобы охватить и виртуальную реальность. Мы работаем над этим. В скором времени будут проведены встречи с руководителями социальных сетей. Мы понимаем, что нельзя откладывать это на завтра, нужно действовать сегодня.
Омбудсмена поддержала и тульская коллега уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова.
Наталия Зыкова
– Для жизни наших детей, которые, к сожалению, много времени проводят в интернете, эти группы несут огромную угрозу. Одни сообщества закрываются, открываются следующие. Многие из них зарегистрированы за рубежом, бороться с ними достаточно сложно.
А председатель координационного совета, уполномоченный по правам ребенка ЦФО Ольга Копышенкова согласилась, что для борьбы с опасными сайтами нужны конструктивные методы.
Ольга Копышенкова
– К сожалению, дети в школе и социальных сетях ведут себя по-разному. Истинное их лицо и душевные качества открываются именно в соцсетях. Наша задача — сделать так, чтобы дети не были безнадзорными в этом опасном информационном мире. Мы постараемся сделать всё, чтобы спасти наших детей. Процедура закрытия сайта на данный момент очень сложна. Единственный орган, который может закрыть сайт, — это Роскомнадзор. Если взять опыт регионов в ЦФО, то в среднем 50 сайтов в год закрывается именно с помощью работы уполномоченного и детских общественных советов. Нужны новые конструктивные методы на государственном уровне.
Как поступать, чтобы избежать таких проблем в будущем, рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Лидия Матвеева. Она считает: чтобы решить проблему, нужно создавать новых русских героев, примеры для современной молодежи.
Лидия Матвеева
– Объективная реальность, до которой мы с вами дожили, была, естественно, предсказана во всех сакральных текстах. Соблазн пришел как сетевая коммуникация. Можно ли спасти наших детей от информационных драконов? Можно, если начать процесс спасения как можно раньше. У детей до семи лет голос совести еще отчетливо слышен. Необходимо работать с детьми таким образом, чтобы не «Маша и медведь» формировали образ хорошего ребенка, а другой медийный контент. Не Гарри Поттер, а наш человек, который добивается успеха. Необходимо создание для детей нового героического и мифологического эпоса, где было бы восхищение мужеством и доблестью мужчины и преклонение перед тайнами женской красоты.
Сработают ли такие советы на практике? Странно думать, что пропаганда новых русских героев для детей заменит им теплую обстановку в семье. Поэтому все спикеры конференции сошлись во мнении, что многое зависит именно от того, что дети и подростки видят и чувствуют дома. Именно родители должны стать главными помощниками в решении всех подростковых проблем.
От редакции
Myslo много раз поднимал тему детских суицидов. Очередная публикация — не инструмент для наведения паники, а призыв для родителей.
Борьба с организаторами суицидальных сообществ ведется на федеральном уровне. Но отследить каждого ребенка нереально. Это могут только родители.
По словам окружения уже совершивших суицид подростков, дома дети обычно себя ничем не выдают, неплохо успевают в школе, ведут себя как обычно, но открывают волю чувствам только в социальных сетях.
Посмотрите, что пишут ваши дети в социальных сетях, какие фотографии выкладывают, чем делятся с миром.
Обратите внимание, если в друзьях у подростков есть странички с фамилиями Холод, Рейх, Лис – чаще всего за такими псевдонимами скрываются участники групп смерти. Насторожитесь, если увидите ключевые слова #f57 #f58 или #морекитов и #тихийдом. Депрессивные публикации подростка — повод обратиться за квалифицированной помощью психолога.
Никто не призывает к тому, чтобы вторгнуться в личную жизнь вашего ребенка-подростка, подсмотреть пароль, влезть под его никнеймом на страницу. Просто толика внимания к ребенку, его поведению, его проблемам и радостям!
Практика показывает: счастливого ребенка к самоубийству через социальные сети не склонить.
Но если в семье человек чувствует себя неуютно, если он думает, что не важен и не нужен, если его не принимают сверстники, если у него комплексы и проблемы, — жди беды. Не будьте равнодушными к своим детям!
Все данные об опасных страницах есть в распоряжении редакции и могут быть переданы в правоохранительные органы по запросу. Информацию о тульских подростках, увлекающихся группами смерти, мы сразу же передали в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.
Запрещать нельзя!
Когда по стране прокатилась первая волна суицидов, психологи и государственные деятели немедленно предложили запретить интернет. Это так по-русски! Советовали как минимум отбирать гаджеты у детей с вечера до утра либо вовсе разрешать пользоваться ими только под контролем родителей. Этого делать нельзя, считает Сергей Коваленко, руководитель интернет-проектов издательского дома «Слобода».
Сергей Коваленко
– Уверен, что нет никакой волны детских самоубийств, связанных со специальными группами «ВКонтакте». Эти группы не причина, а следствие. Так же в мои школьные годы ровесники резали руки под группу Cure и «Агату Кристи» и сочиняли стихи про смерть. Возраст нежный, поиграть в декаданс с единомышленниками — милое дело. А в эпоху социальных сетей это можно делать не выходя из дома. Значит ли это, что, отключив своего ребенка от интернета, вы спасете его? Сомневаюсь, для поколения 2000-х соцсети, наоборот, скорее, главное окно в жизнь.