Советами с молодыми коллегами поделились Два педагога-наставника, участвующие в региональном конкурсе «Призвание — учить!» — Оксана Грибоедова и Людмила Салтыкова.
— Молодой коллега! Первые шаги — самые трудные. Поначалу учителя ждет много трудностей: неумение работать с документацией, методическая неподготовленность, адаптация в новом коллективе, поиск себя и, конечно, сложности в общении с учениками и родителями. Но все эти сложности временные, — уверяют наставники.
Людмила Салтыкова, заместитель директора по УВР МКОУ «Шварцевский центр образования» муниципального образования Киреевский район, участница конкурса в номинации «Ведущий наставник», сформулировала основные правила:
— Проблемы могут привести к низкой эффективности урока и психологическому дискомфорту для всех. Поэтому каждому молодому педагогу так необходим наставник, который сопроводит в увлекательнейший мир профессии и подскажет, как решить трудности. Вот несколько советов от меня для тех, кому предстоит провести первые в своей жизни уроки в школе:
- не бойся обращаться за помощью к опытным коллегам;
- люби и уважай учеников;
- будь терпелив;
- будь профессионалом, для этого постоянно повышай свой уровень;
- улыбайся, это поможет тебе выйти даже из самых сложных ситуаций;
- развивайся творчески — это необходимо в нашей профессии.
Оксана Грибоедова, педагог-психолог высшей квалификационной категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Плавского района, финалист номинации «Старший наставник»:
— На ваш первый День знаний в роли учителя настройся, как на праздник, потому что это важный день начала пути в профессию. Выбери интересную и необычную форму знакомства с учениками, немного пообщайся с коллегами, пойми основные задачи, которые ставит руководство и разреши себе быть неидеальным педагогом — ошибаться и учиться на своих ошибках.
Какой совет помог Вам лично, когда начинали работу в школе?
Людмила Салтыкова делится высказыванием, которое стало для нее напутствием в профессиональной жизни:
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» (Лев Николаевич Толстой).
Чем отличается подход к современным школьникам от того, как учили Вас в школе?
— Школьники сейчас более самодостаточны, умеют быстро реагировать на изменения среды и нацелены на быстрый и простой доступ к информации. Они — дети цифрового века, и им есть чему научить сегодняшних педагогов. А это требует построения других взаимоотношений — партнерских, — отмечает Оксана Грибоедова. — Педагогу просто необходимо быть разносторонне развитым, уметь действовать по ситуации, вовлекать учеников в активное «практическое» взаимодействие, не навязывать своё неоспоримое мнение, а обсуждать, объяснять и приводить аргументы, потому что это поколение не боится спорить и задавать вопросы. Обсуждение с ними строится на конструктивном диалоге. Учитель становится мотиватором, коммуникатором и навигатором.
Возможно ли найти индивидуальный подход к каждому ребенку, их ведь так много в классе?
Оба педагога выступают за то, чтобы выстраивать с любым учеником отношения по-своему.
— Индивидуальный подход всегда начинается с интереса к ребенку, любви к педагогике и желания профессионально расти. Если это есть, то мы увидим Учителя с большой буквы, к которому тянутся дети и с которым они проживают свою школьную жизнь счастливо, — подчеркивает Оксана Грибоедова.
Людмила Салтыкова советует строить работу на принципах партнерства, сопереживания и диалога. А в качестве девиза она выбирает эту фразу: «Идти к ребёнку нужно вместе с ним!»
Такого же правила в вопросах классного руководства придерживается и Оксана Грибоедова. Она уверена: лучший путь общения учителя и ученика — найти в каждом своем подопечном то, что ему интересно, что его увлекает, что у него получается, и вместе идти по этой дороге раскрытия его потенциала и способностей.
Что для Вас значит быть наставником для другого учителя?
Педагоги подчеркивают, что быть наставником для коллег — это не значит быть в позиции «сверху» и заниматься нравоучениями, это значит быть «рядом», верить в его успех, вести его (зачастую) через тернистый путь профессии, не теряя любовь к ней.
Какая книга помогла Вам лично в работе учителя, вдохновила?
- «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко подарит смыслы и ориентиры.
- «Учитель и проблемы дисциплины» Светланы Кривцовой поможет с методами построения взаимоотношений с детьми.
- «Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии» Нины Джексон описывает не только реальные ситуации, встречающиеся в школе, но и пути их решения.
Обе учительницы прошли в финальный этап регионального конкурса «Призвание — учить!» для педагогов Тульской области.
Напомним, что конкурс «Призвание — учить!» третий раз проходит в Тульской области по инициативе губернатора Алексея Дюмина и основателя фонда «Эмпатия» Михаила Шелкова. В этом году Михаилом Шелковым было принято решение увеличить общий призовой фонд конкурса с 11 до 14,5 млн. Увеличилась и единовременная выплата для победителей трех номинаций — со 100 до 150 тыс. рублей, ежемесячные выплаты для остальных номинаций составят 20 тыс. рублей в течение года. По итогам «Призвания — учить!» жюри выберет 63 победителя, среди которых могут оказаться и героини нашего материала. Торжественное награждение пройдет в кластере «Октава» к Дню учителя.