4. Обнаружена сама молодая сверхновая звезда нашей Галактики - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Обнаружена сама молодая сверхновая звезда нашей Галактики

Астрономы нашли остатки сверхновой, взорвавшейся около 150 лет назад, в районе созвездия Стрельца.

Астрономы обнаружили в нашей Галактике остатки сверхновой звезды, взорвавшейся всего около 150 лет назад, говорится в статье, опубликованной в британском журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Ранее самый недавний известный взрыв сверхновой датировался 1680 годом, передает РИА "Новости".

В нашей Галактике известны всего шесть остатков сверхновых возрастом младше тысячи лет. Наиболее известны - Крабовидная туманность (остаток вспышки сверхновой в 1054 году, о которой в восточных летописях упоминалось, что по яркости она в шесть раз превзошла Сириус), остатки сверхновых, обнаруженных астрономами Тихо Браге (1572) и Иоганном Кеплером (1604), а также самый молодой из известных ранее остатков сверхновых - Кассиопея А (1680 год), который является самым ярким радиоисточником нашей Галактики.

Авторы статьи, посвященной открытию следа сверхновой, отмечают, что по оценкам исследователей в Галактике должно вспыхивать около трех сверхновых в столетие.

"Таким образом, мы должны наблюдать около 60 остатков сверхновых младше 2000 лет, в то время как их известно менее десяти. Эта хорошо известная нехватка и послужила толчком для нашей программы поиска с помощью рентгеновского телескопа "Чандра" молодых компактных радиоисточников", - говорится в статье.

Найденный астрономами остаток сверхновой имеет возраст около 100 лет. Впервые он был замечен в 1984 году в созвездии Стрельца с помощью радиотелескопа и получил обозначение G1.9+0.3. Уже тогда астрономы отметили его малые размеры и высокую яркость, что могло указывать на недавний взрыв.

Спустя 22 года астрономы вновь провели наблюдение этого объекта с помощью рентгеновского орбитального телескопа и установили, что за это время он расширился на 15%. Учитывая удаленность объекта и его размеры, ученые установили, что скорость расширения туманности составляет около 14 тысяч километров в секунду. Это позволило сделать вывод, что сверхновая взорвалась примерно 150 лет назад.

"Как правило, мы имеем дело со старыми остатками (сверхновых) и нам приходится тяжело работать, чтобы заметить малейшие изменения в них. Эта сверхновая намного ярче, что означает, что она еще развивается - изучение ее позволит нам сделать большой шаг в изучении таких событий и их воздействия на галактики", - говорит ведущий автор исследования, астрофизик из университета Северной Каролины Стивен Рейнольдс.

16 мая 2008, в 13:54