В понедельник утром премьер-министр Владимир Путин встретится в Кремле с президентом Дмитрием Медведевым, а потом отправится в Белый дом, где на заседании правительства назовет по крайней мере ключевых министров и вице-премьеров своего правительства, сообщает "Независимая газета". "Ведомости" отмечают: с назначениями в Кремле и правительстве тянуть не собираются, чтобы не нарушать ритм работы чиновников.
Пока достоверно известно лишь, что вице-премьеров в правительстве станет намного больше. Предположительно - что в правительство перейдут близко работавшие с Путиным в администрации люди. "Эхо Москвы" называет среди них замглавы администрации Игоря Сечина, пресс-секретаря главы государства Алексея Громова, помощника президента Сергея Приходько. Наблюдатели полагают, что пост в правительстве сохранит и бывший его глава Виктор Зубков - для него будет создана должность вице-премьера по контролю и надзору. На консультациях с лидерами фракций Путин сообщил, что появится, в частности, вице-премьер по селу.
Как утверждают чиновники в Кремле и правительстве, в настоящий момент полностью состав правительства известен только Путину и Медведеву. И лишь несколько человек, обеспечивающих непосредственную деятельность президента и премьера, знают о своих новых назначениях. НГ полагает, что тайна, которой окружена структура правительства и должности связана с уточнением структуры и функций администрации президента. Именно здесь сосредоточен баланс сил в отношениях между президентом и премьером, отмечает издание.
В первом же выступлении - утверждаясь в должности премьера - Путин выступил с "нетехническими" заявлениями. Он подробно рассказал о своих экономических инициативах, и ради этого выступления послание президента Медведева Федеральному собранию даже перенесли на осень. "Одна из проблем, с которой постоянно будут сталкиваться два российских лидера, - сосуществование в информационном пространстве. Пусть лидеры действуют в полном согласии друг с другом, но кто-то все-таки должен произносить важные слова первым", - указывают "Ведомости". Утверждение премьера показало, что первым предпочитает быть Путин.
Агентства принесут в жертву
Количество агентств может уменьшиться примерно наполовину, рассказали "Ведомостям" несколько правительственных чиновников. Вице-спикер Госдумы Олег Морозов вчера в эфире "Русской службы новостей" заявил, что новое правительство может обойтись и вовсе без агентств. Больше управленческих функций возьмут на себя министры, считает он.
Агентствам не удалось показать свою эффективность, соглашается источник в администрации президента. По его словам, "в какой-то степени" это будет отражено в сегодняшних решениях.
Упразднение подчиненного Минрегиону Росстроя - вопрос решенный, уверяет один из госчиновников. Обсуждался вопрос преобразования агентства в Госкомитет по строительству, но скорее он станет департаментом в министерстве. Росздрав и Агентство высокотехнологической помощи могут стать комитетами Минздравсоцразвития, говорит другой чиновник. А его коллега добавляет, что Мининформсвязи лишится обоих подчиненных ему агентств - по связи и по информтехнологиям.
О планируемом расформировании агентств знает и чиновник Минприроды - реформа может коснуться агентства по лесному хозяйству, поскольку "оно занимается фактически только Московской областью". Полномочия по финансированию программ могут отойти соответствующим департаментам в министерстве, говорит другой сотрудник министерства, Роснедр изменения не коснутся.
Силовые агентства скорее всего сохранятся.
Процесс упразднения федеральных агентств начался еще осенью. В сентябре агентство по рыболовству было преобразовано в госкомитет, в ноябре - атомное агентство в госкорпорацию "Росатом", а Минтранс планирует создать госкомпанию на базе Росавтодора.
Россияне многого ждут от правительства, считая его коррумпированным
Новому премьер-министру Путину при формировании своего кабинета придется учесть, что у россиян накопилось множество серьезных претензий к министрам того правительства, которое на прошлой неделе ушло в отставку. Более половины граждан считает, что Белый дом не может справиться с ростом цен, а более четверти уверено, что правительство коррумпировано, показал опрос "Левада-центра", на который ссылается "Коммерсант".
Картина общественного мнения за годы работы Владимира Путина в должности президента сложилась несколько противоречивая. С одной стороны, в целом граждан устраивал политический курс. Но с другой стороны, в обществе год от года нарастали претензии к правительству. Если в 1999 году главный упрек в неспособности "справиться с ростом цен, падением доходов" высказывали правительству лишь 25% россиян, то в апреле нынешнего - уже 57%. Точно так же более чем в два раза, с 16 до 37%, возросла доля тех, для кого очевидно, что правительство "не заботится о социальной защите населения".
На закате ельцинской эпохи, в 1999 году, никаких претензий к правительству не имели 24% россиян, а на закате путинской - никаких претензий нет лишь у 7% граждан.
Такое усиление недовольства "на фоне общего подъема экономики" лишний раз иллюстрирует, как считает глава центра Лев Гудков, что экономический рост имеет нефтяную природу, при которой доходы нефтегазового сектора распределяются в обществе неравномерно. Наибольшее беспокойство ростом цен испытывают, согласно опросам, "люди, занятые в реальном секторе экономики". Именно они остро ощущают, что рост цен существенно опережает рост их заработной платы.
Из важнейших задач, которыми следует заняться новому правительству, россияне чаще всего называют "борьбу с инфляцией и ростом цен" (62%), а также "рост промышленного производства" (49%). Четверть граждан в связи с этим допускают "возвращение к государственному регулированию экономики" (24%) и "пересмотр результатов приватизации крупных государственных объектов" (23%). Для других важнее "государственная поддержка базовых отраслей" (22%) и "снижение налогового бремени на население и юридических лиц" (22%).
Примечательно, что среди приоритетных задач россияне не называют "борьбу с коррупцией". И это при том, что сейчас 27% населения считают правительство "коррумпированным". В 1999 году подозрения в коррупции высказывали лишь 3% граждан.