
Туляки и ГКЧП
Утром 19 августа 1991 года советский народ узнал об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Было объявлено, что президент страны Михаил Горбачев болен и исполнение его обязанностей взял на себя вице-президен
Утром 19 августа 1991 года советский народ узнал об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Было объявлено, что президент страны Михаил Горбачев болен и исполнение его обязанностей взял на себя вице-президент Геннадий Янаев – председатель ГКЧП.
Москва. 19 августа. Защитники демократии у здания Верховного Совета РСФСР. Борис Ельцин с башни танка обращается к народу. Фото Валентина Кузьмина и Александра Чумичева (Фотохроника ТАСС).
Елена Рябикова.
Это потом, спустя годы, про августовский «путч» будут написаны километры строк, рассказаны тысячи былей и небылиц. А когда вся эта канитель завертелась, мало кто понимал суть происходящего. Даже, говорят, те, кто стоял у гкчпистского руля. Какими запомнились события 20-летней давности тулякам?
Наперекор «путчу»
Борис Играев, в 1991 году – редактор газеты «Молодой коммунар».
|
В течение дня раз десять звонил первый секретарь Тульского обкома партии Юрий Литвинцев, который настоятельно рекомендовал не вмешиваться в ситуацию. Мы ему пообещали не публиковать текст присланных из Москвы документов. А сами сверстали два варианта: для проверяющих (там не упоминалось о столичных событиях) и специальный – с «Воззванием» и т.д. Вечером всех сотрудников распустил по домам, чтобы не подвергать опасности, ведь неизвестно было, чем все может закончиться! Остались мы вдвоем с верстальщицей Надей Илюхиной. Ближе к полуночи, перед печатью, заменили «фальшивые» полосы на нормальные. Помимо «Воззвания» и постановления Верховного Совета там были материалы наших корреспондентов. Например, Ольга Подъемщикова написала советы, как вести себя демократически настроенным гражданам в случае установления диктатуры... Номер отпечатали к четырем утра. Всю ночь около здания редакции дежурил автобус с ребятами-афганцами. Именно они, когда мы допечатали дополнительный тираж (обычный разошелся влет), разобрали его и спрятали по домам, по подвалам, а потом раздавали людям на улицах. 20 августа утром я и председатель горсовета Николай Тютюнов вышли из рядов КПСС…
У Белого дома
Александр Карташов, художник, поэт:
|
Мы с ребятами втроем взяли такси, и водитель нас довез аккурат к месту событий. Девушек с собой не взяли, наказав им ждать нас и не сильно горевать, если что. Вышли из машины, и картина, которую мы увидели, показалась абсолютно нереальной. Стояли два танка, украшенные почему-то связками баранок, цветами. Горели костры, откуда-то доносились звуки, похожие на выстрелы, где-то кричали. Дорогу перегораживали две фуры с ростовскими номерами, колеса проколоты – это сделали сами шоферы, чтобы никто не смог отогнать машины....
...Периодически из Белого дома выходили люди и говорили обстановку на данный момент: движутся колонны бронетехники оттуда-то, оттуда-то… Уверенность, что вот-вот начнется атака милиции или ОМОНа, была у всех. Около часа ночи разнесся слух: на нас идет группа «Альфа». Стало страшно, потому что это уже серьезно, это – кровь... Вдруг с корабля, плывшего по Москве-реке, ударили прожекторы. Мы ждали стрельбы, но вместо этого через динамики донеслось: «Речфлот Москвы поддерживает Бориса Ельцина!» Крики, аплодисменты в толпе… Потом пронесся слух, что погибли люди. Мы побежали туда, тела уже убрали, но кровь на асфальте осталась… Троллейбусы горели, валялись какие-то части, вывороченные толпой из бронетранспортера…
Утром 21-го стало ясно, что все разрулится нужным образом, и мы поехали на Юго-Западную, к своим. Нас встретили подруги, зареванные и несчастные. Оказывается, в час ночи по «Эху Москвы» передали, что на защитников Белого дома идет отряд «Альфа» и начнется мясорубка. Потом включили «Отель «Калифорния» и больше никаких известий не передавали. Девчонки решили, что мы все уже убиты…
На другой день поехали опять на площадь, там уже вся бронетехника разъехалась, ходили какие-то люди, размахивали трехцветными флагами…
…Не все сложилось в итоге так, как мы хотели… Я, например, не мог представить тогда, что так быстро произойдет смена ценностей и люди станут истово поклоняться золотому тельцу… Но до сих пор ни разу не пожалел о том, что тогда, дождливой ночью с 20 на 21 августа, был у Белого дома.
Дорогие читатели!
Вам есть что вспомнить о рекламе в советские времена? Поделитесь своими воспоминаниями: Тула-26, а/я 1431; ryabikova@sloboda.tula.ru
Ведущая рубрики
Елена Рябикова.