Когда "Жигули"были нашим всем

В буднях великих строек,в веселом грохоте, в огнях и звонах граждане ухитрялись обрастать совершенно чуждыми советскому строю "мещанскими" желаниями

В буднях великих строек,в веселом грохоте, в огнях и звонах граждане ухитрялись обрастать совершенно чуждыми советскому строю "мещанскими" желаниями. Им, например, очень хотелось иметь квартиру, дачку и авто. Как обстояло дело с последней составляющей этого триумвирата, мы и поговорим.

1982 год. Воскресный автопикник на реке Воронка. Снимок из фотоархива семьи Кутузовых, Тула.


В очередь!
Обзаведение личным "железным конем" было делом очень хлопотным. Во-первых, стоил автомобиль очень дорого. К примеру, в середине 70-х годов цены были такие: "Жигули" ВАЗ-2101 - 5500 руб., ВАЗ-21011 - 6000 руб., ВАЗ-2103 - 7500 руб., "Москвич-412" - 4990 руб., а "Запорожец" ЗАЗ-968 - 3500 руб. А в июле 80-го цены подскочили аж на 20%! Сегодня эти суммы кажутся смешными. Но тогда средняя зарплата рядового труженика была около 150 рэ. Чтобы купить машину, нужно было несколько лет отказывать себе в очень многом. И люди шли на это!
Во-вторых, на пути между автомобилем и его потенциальным владельцем был отечественный автопром, который безнадежно отставал от "растущих потребностей" граждан. Машин выпускалось до обидного мало, в свободной продаже их не водилось, а все имеющиеся фонды на новые авто распределяли по предприятиям и организациям. Там составлялись длиннющие списки из желающих перейти в категорию автовладельцев.
Кстати говоря, попасть в такой список могли только те, у кого на момент подачи заявления не было машины. Подчас люди продавали свои немолодые, но еще вполне крепкие авто, чтобы потом годами ждать, ждать и ждать свою голубую мечту. Дожидались далеко не все. Кто-то терял очередь по причине перехода на другое место работы, кого-то выпирали из нее за трудовые или морально-нравственные провинности, а кто-то попросту не доживал... Наибольшие шансы получить авто быстро (в течение 2-3 лет) были у "передовиков производства, видных деятелей науки и культуры". Но лучше всех жилось в этом смысле разного рода начальникам, имевшим связи (блат) в нужных инстанциях. Они без всякой очереди покупали себе машины, ездили на них год-два, продавали, покупали новые, опять ездили, опять продавали и т. д. и т. д.

Авто секонд-хенд
Надо заметить, что во времена, о которых мы ведем речь, цена машин с пробегом на черном рынке была вдвое, а то и втрое выше магазинной. По словам известного автомобилиста Юрия Гейко, мы были "единственной страной в мире, где старая машина стоила дороже новой".
В Туле подержанные машины можно было приобрести с рук (через знакомых или объявление в газете), изредка их продавали возле единственного специализированного автомагазина "Стрела" на Зеленстрое (сейчас на его месте тоже автосалон, правда, продаются там иномарки).
По существовавшим тогда законам автовладелец не мог самостоятельно, напрямую, торговать собственным имуществом. Чтобы получить справку-счет (этот документ, подтверждающий законность купли-продажи, представляли в ГАИ), машину следовало официально оценить. Делалось это в той же "Стреле" продавцами-комиссионщиками. Сумма, указанная в официальных документах, была существенно ниже реальной. Разницу покупатель доплачивал продавцу наличкой, с глазу на глаз. Дело это было опасное, нередко возникали очень скверные ситуации.

Квартиру за машину
Желание иметь собственное авто - видимый признак принадлежности к "первому сорту" - было столь велико, что граждане меняли свое жилье на ВАЗ, а иногда даже приплачивали за машину и какие-то деньги. Дело в том, что квартиры многие воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Ее, квартиру, государство рано или поздно обязано выдать. Примеры? Пожалуйста! В 1985 году мой знакомый выменял свою трехгодовалую "Ладу" на очень приличную однокомнатную квартиру. Да, напрямую такую сделку оформить было нельзя, но в советских условиях то, что было нельзя, но очень хотелось, было можно.

Знаете ли вы, что...
В Туле 70-хбыла всего одна платная автостоянка!
Находилась она на пр. Ленина, напротив зеленстроевских девятиэтажек. Абонемент на месяц обходился в 15 рублей, за сутки аренды "машиноa-места" взималась плата 1 рубль. Ровно в 23.30 ворота стоянки закрывались на замок.

Продолжение следует.

17 ноября 2009, в 18:41
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день