В Ясной Поляне побывал один из самых титулованных режиссеров отечественного кино. Каждый фильм Алексея Учителя непременно становится культурным событием, а актеры, снявшиеся у него, – звездами первой величины.
Алексей Учитель – признанный мастер умного и трогательного кино.
Лариса Тимофеева.
Фото Андрея Варенкова.
Полный текст интервью смотрите здесь
Алексей Учитель привез тулякам свой фильм «Дневник его жены» о последних днях жизни великого писателя Ивана Бунина. По словам режиссера, на родине Льва Толстого он побывал впервые и по-детски был восхищен увиденным.
– Искренне говорю – я потрясен! И тем, что увидел, и тем, что мне рассказали. Аура этого дома, этого места действует на мозги любого человека, и на мои в том числе.
– Алексей Ефимович, после фильма «Дневник его жены» у Вас были такие успешные картины, как «Космос как предчувствие» и «Край». Почему Вы решили показать тулякам фильм с 13-летней выдержкой?
– Это не мой выбор (смеется). Наверное, для Ясной Поляны фильм о Бунине – самый подходящий. «Дневник его жены» был снят в 2000 году, это моя вторая игровая картина, поэтому она очень мне дорога. Перед съемками мы приезжали в Грасс – городок недалеко от Канн, нашли дом, где жил Бунин.
К сожалению, внутрь нас не пустили – сейчас это частное владение.
Так что пройтись по дому, напитаться его энергетикой нам не удалось.
После окончания съемок я вместе с актерами Андреем Смирновым и Галей Тюниной (сыграли Бунина и его жену Веру Николаевну. – Прим. авт.) съездили в Париж, на могилу Ивана Алексеевича. Выпили по рюмке и попросили прощения… Судьба этой картины сложилась удачно. Наверное, Бунин ее воспринял и простил нам кое-что (улыбается).
– «Дневник его жены» был номинирован на «Оскар»…
– Да. Когда мы приехали в Америку, оказалось, что для каждой картины нужно проводить пиар-кампанию в течение двух месяцев. Когда пиарщики узнали, что у нас с собой всего пять тысяч долларов, они хохотали полчаса – только полстранички рекламы в журнале The Hollywood Reporter стоила семь тысяч. Тогда я понял, что «Оскар» – это не только творческий результат.
– У Вас всегда снимаются звезды первой величины. Как Вам работается с ними?
– Неправда, в основном я снимаю молодых актеров, а уже потом они становятся звездами. Например, Ольга Будина в «Дневнике…» играла первую большую роль в кино. Конечно, Женя Миронов и Владимир Машков – потрясающие люди. На съемках фильма «Край» Володя меня поразил! Он пришел на первую пробу с шевелюрой и спрашивает у гримера: «Есть машинка? По роли у моего героя нет волос. Надо все сбрить!» Ему отвечают, что до съемок еще четыре месяца. Нет! Володя побежал в ближайшую парикмахерскую и вернулся обритый – так он начал вживаться в образ. Машков научился водить два вида паровозов и даже получил официальное удостоверение, которое ему вручил президент РЖД Владимир Якунин. Я встретил его полтора месяца назад на похоронах Алексея Германа. Я иду, а на меня надвигается Распутин – небритый, с отросшими патлами и тяжелым взглядом… Это он так вжился в образ!
– Над чем Вы работаете сейчас?
– Через неделю у меня будет готова новая картина «Восьмерка». События развиваются в Новый год, на стыке 1999 и 2000 годов. Это история четырех омоновцев. Один из них влюбляется в девушку главного бандита города, которого играет Артур Смольянинов. Черти что (смеется). Тем не менее, это все трогательно, глубоко и про нас нынешних. Первый раз в жизни я снимал такое количество драк. В прокат фильм выйдет осенью.
– После посещения Ясной не возникло желания снять фильм о Толстом или что-то из Толстого?
– Тут одного желания мало. Кино – это дорогое удовольствие. Но на самом деле я безумно хочу снять свою версию «Анны Карениной». Думаю, это возможно.
– В 1988 году Вы сняли документальный фильм «Рок». Общаетесь сейчас с героями того фильма?
– Конечно! Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, Юра Шевчук дали мне внутреннюю свободу, многому меня научили. Я был не из этой среды и смотрел на них со стороны. Сегодня я поддерживаю отношения со всеми, но наиболее мне близок Шевчук – он до сих пор остался верен своим жизненным принципам. В 1992 я снял документальный фильм «Последний герой», посвященный памяти Виктора Цоя. После смерти Виктора у меня осталось много материала… Открою вам секрет – у меня лежит потрясающий сценарий, написанный Александром Гоноровским, и я очень хочу снять фильм. Главным героем картины станет водитель «Икаруса», в который и врезался Цой. Надеюсь, что моя задумка удастся.
Из досье «Слободы»
Алексей Ефимович Учитель
Родился 31 августа 1951 г. в Ленинграде.
Кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России.
Художественный руководитель киностудии «Рок».
С 2010 года – президент Международного кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку».
Семья: жена, два сына.
Фильмография: «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», «Край».
Кинохиты Алексея Учителя
«Дневник его жены», 2000 г.
«Космос как предчувствие», 2005 г.
«Край», 2010 г.