Лето накрывает город плотным сачком, сотканным из жары и духоты. Куда деться из этой западни? Раньше такой вопрос не стоял! Народ бодро устремлялся из пыльного зноя к речкам и прудам. Там можно было и покупаться, и на лодке покататься…
1970-е годы, Тула. Водная станция ДОСААФ на Упе. На лодках катались до глубокой осени!
Елена Рябикова.
Фото Вячеслава Малахова.
Правила проката
Правда, чтобы взять напрокат маломерное речное судно (именно к этой категории относятся весёльные лодки, катамараны и пр.), приходилось отстоять очередь. Но граждан это нисколько не пугало – очереди тогда составляли часть повседневной жизни. Помимо денег – час катания стоил от 30 коп. до 1 руб. – в залог строгому лодочнику следовало отдать паспорт. Это чтобы в случае повреждения плавсредства проще было взыскивать с вас материальную компенсацию ущерба. В обмен на документ и дензнаки выдавались: лодка, весла и спасательный круг. Самые сознательные работники еще и инструктаж проводили, знакомя с «Правилами поведения на воде».
«Девушка с веслом». Гребной спорт в СССР был в почете!
По Упе – на водных лыжах?
В Туле (речь идет о середине 70-х – начале 80-х прошлого века) взять на время лодку можно было на водной станции ДОСААФ (под мостом через Упу) и на третьем пруду Центрального парка им. П. П. Белоусова. Говорят, примерно в те же годы еще кое-как существовал прокат на пруду в «Баташах», но явного подтверждения этому найти пока не удалось. Зато достоверно известно, что до войны там имелись все условия для проведения полноценного досуга: « …был …летний кинотеатр, читальня, танцплощадка и стенд для стрельбы по летающим тарелочкам, а также купальня на реке Тулице. В праздничные и выходные дни тут гуляли семьями с самоварами, устраивая чаепитие на природе».
Самой популярной у туляков была, конечно же, досаафовская водная станция на Упе с большим количеством лодок, вышкой для прыжков и хорошими мостками.
Здесь же можно было обрести инструктора, который учил катанию на водных лыжах. Правда, желающих было немного, водные лыжи у туляков популярными не являлись.
Вода в Упе была гадкой, особенно в черте города: борясь за выполнение и перевыполнение плана, руководители предприятий об экологии заботились мало. Но народ почему-то не боялся плавать в мутных, нередко – пахнущих бензином водах…
Поедем, красотка...
Неподалеку от Тулы имелась еще одна довольно популярная лодочная станция. Находилась она на берегу Воронки, слева (как ехать в Щекино). В распоряжении отдыхающих тут были не только банальные вёсельные лодки, но также устойчивые и вместительные водные велосипеды (катамараны)…
“ Помню, в середине 80-х мы с подругой повадились ездить на Воронку, – рассказывает Алексей Александров. – Правда, не днем, когда там народу было много, а ночью. Оставляли сторожу свой мотоцикл, платили небольшие денежки (или давали пузырь спиртного), садились на катамаран и уплывали в темноту. Которая, как известно, «лучший друг молодежи». Брали с собой бутылочку сухого, бутербродики, плед и … Короче говоря, к рассвету, уставшие, но довольные, мы возвращали суденышко сторожу. Наш пример оказался заразительным: в одну из ночей мы не застали на станции ни водных великов, ни простых лодок – все разобрали влюбленные парочки:)
Окские забавы
“ С 1976-го, лет двадцать подряд мы с друзьями ставили на берегу Оки, между пансионатом «Шахтер» и турбазой «Алексин-Бор», свой лагерь, – рассказывает туляк Владимир Краев.– Купались в речке, играли на гитарах, ловили рыбу, встречали и провожали многочисленных гостей.
В районе «Алексин-Бора» была очень приличная водная станция. Там и лодку напрокат можно было взять, и билет купить на рейсовый катерок.
Как-то летом на Оке разразился настоящий шторм, который на станции посрывал с привязи почти все лодки. Когда волны улеглись, мы потихоньку выловили две из них и оттащили к своему лагерю. Очень они нам пригодились: и барышень покатать, и в Егнышевку за продуктами сплавать… Перед отъездом в Тулу мы их вернули в «порт приписки», к большому удивлению лодочников, которые их уже успели списать.
Дорогие читатели!
Может, настало время возродить
всеми любимые лодочные станции?
Пишите по адресу: Тула-26, а/я 1431
или на [email protected]
Елена Рябикова,