В сентябре вам предстоит отдать ребенка в первый класс. Он наверняка уже ходит на подготовку, где познакомился и с будущими однокашниками, и с первой учительницей. И уже читает, и неплохо считает. Но вы все равно волнуетесь: «Не рано ли?», «А сможет ли?»
Подготовительная группа детского сада №10 г. Тулы: «Пока мы в школу только играем, но в сентябре все будет по-взрослому!»
Елена Лебедева.
Фото Сергея Киреева.
Хочу учиться!
Действительно, бывает так, что хорошо развитый в интеллектуальном плане ребенок спустя первые два месяца учебы перестает интересоваться учебным процессом. Либо ему трудно дается строгий школьный режим. Как же понять, готов ли ваш ребенок учиться?
Спросите у ребенка, хочет ли он сам в школу? Большинство детей отвечают утвердительно. Но мотивы разные у всех: кого-то привлекает новый ранец и настоящие «взрослые» учебники, другие хотят в школу, «потому что там весело»... Один мальчик 6 лет на вопрос: «Хочешь ли ты пойти учиться в школу?» ответил так: «Конечно, хочу! Я буду там плохо вести себя на переменках и есть на продленке йогурты».
Такой интерес к школе недолог, через 2-3 месяца проходит полностью. Поэтому важно, чтобы будущий ученик был настроен непосредственно на учебу. Важная задача родителя – сформировать у ребенка желание учиться, открывать и узнавать новое, закрепить позицию школьника, у которого будут новые важные обязанности.
Как помочь?
Формируйте у ребенка положительный образ школы («узнаешь там много интересного, нового, полезного, того, что пригодится в жизни», «будешь совсем как взрослый»).
Читать, писать, считать умеет – значит готов?
Сформированные умения вовсе не означают, что ребенок готов к школе. Интеллектуальная готовность не ограничивается навыками чтения, счета и письма. Здесь важны умение концентрироваться, слушать и слышать, быть внимательным, усидчивым, логически мыслить, воспринимать и запоминать информацию, устанавливать связи между явлениями, обобщать, воспроизводить образец, выделять лишнее.
Как помочь?
Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память – это читать ребенку книги. Можно читать рассказы о школе, обсуждать их, вместе с ребенком фантазировать, делиться своими воспоминаниями о школьных годах. Кроме этого, продолжайте развивать мелкую моторику, так как нагрузка на пальчики в первый год обучения очень велика – рисуйте, лепите, вырезайте, конструируйте!
Эмоционально-волевая зрелость
Будущему первоклашке нужно будет выстраивать отношения со сверстниками, с учителем, во многом перестраивать отношения с родителями. Нужно уметь подчиняться законам группы, выполнять непривычную работу. Кроме этого, маленький ученик должен обладать основными навыками самообслуживания, быть самостоятельным в бытовом плане (уметь одеваться, пользоваться общественным туалетом, аккуратно убирать вещи в рюкзак). И, зачастую, отсутствие именно таких навыков (а не медленное чтение, например) может осложнить первые месяцы пребывания ребенка в школе.
Как помочь?
Играйте в игры, где есть четкие правила, играйте в школу со сменой ролей – дайте ребенку побыть и учеником, и учителем.
Постарайтесь научить ребенка проигрывать. Это поможет ему адекватно относиться к неудачам и ошибкам, которые наверняка будут в школе. Заранее приучайте ребенка самостоятельно заправлять кровать, одеваться, умываться, собирать необходимые вещи.
Живите с ребенком одной жизнью!
Как помочь малышу адаптироваться, советуют педагоги.
Жанна Сотникова, руководитель кафедры начальных классов гимназии №1, Щекино:
– Подготовленность к школе часто не зависит от возраста – бывают и шестилетние дети, готовые к обучению, а есть и восьмилетки, у которых почти не сформированы навыки и мотивация.
Особое внимание уделите работе с логопедом. Грамотная, связная, четкая речь – это основа правильного письма, правильного мышления и даже комфортного пребывания ребенка в школе. Первый год родители должны жить с ребенком одной жизнью! Вам нужно интересоваться, как ребенок провел день в школе, с кем дружил, что узнал, что нового делал, какие были успехи. Если что-то не удается, не ругайте. Создавайте ситуацию успеха у своего ребенка – если трудности с математикой, значит поощряйте его за хорошие результаты в чтении!
Ирина Печникова, учитель математики в начальных классах гимназии №1, Щекино:
– Первый год в школе – это в любом случае стресс и для ребенка, и для родителей. Это важное и сложное время. Уделите внимание здоровью детей. Опыт показывает, что физически крепкому ребенку легче переносить учебные нагрузки. Ограничьте просмотр телевизора, общение с компьютером. Учитывайте рекомендации психолога – перед школой каждый ребенок проходит индивидуальное собеседование, по итогам которого психолог выдает заключение о готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок шел в школу с желанием. И не важно, что будет его вызывать – учитель, друг, любимый предмет, продленка! Все проблемы ребенка можно решить, если взрослые и учителя придут ему на помощь.
Кстати
Чем помочь:
- немного «забывать», что ребенок маленький, поручать посильную работу дома,
- поощрять самостоятельность,
- чаще хвалить, не сравнивать с другими детьми в негативном ключе.
Фразы, которые нельзя говорить детям:
- «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!»
- «Только посмей мне «двойки» приносить!»
- «Опять ты делаешь все не так. Как в школе будешь учиться?»
- «В школе была такая скукотища! 10 лет коту под хвост!»
На заметку
К первому классу ребенок должен знать:
- Свои имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, город и домашний адрес.
- Фамилию, отчество родителей, их профессию.
- Времена года, месяцы, дни недели.
- Домашних, диких животных и их детенышей.
- Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Считать от 1 до 20. Обратный счет от 10 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Дорогие родители!
Есть вопросы о воспитании малышей? Давайте вместе найдем на них ответы! Звоните по тел. 23-55-99.
Елена Лебедева.