Невероятно, но деньги, будучи искусственной формой богатства — ценность, которая существует в рамках ограниченной местности и определенного общества, а потому приносит с собой проблемы, в прочем, как и всё остальное искусственное, созданное человеком…
Деньги вводят в иллюзию независимости от других. Почему это иллюзия? В материальном смысле каждый из нас зависим от многих тысяч других людей. Если продавец не придёт, и магазин не откроется, что вы сможете купить? Если инженер-электрик ничего не делает на электрораспределительной станции, и никто не добавляет топлива в паровой котел, что будет, когда вы щелкнете выключателем? Если многие тысячи людей, ответственные за доставку бензина на вашу заправочную станцию, не выйдут на работу, как себя почувствует ваша машина?
Практически в каждом своём действии мы зависим от других, но если у меня есть деньги (которые Я заработал Сам: своими способностями и трудом), я склонен думать, что могу делать всё, что вздумается, и никто больше мне не нужен. Таким образом деньги лишают нас способности чувствовать свою зависимость друг от друга, разделяя производителя и потребителя сотнями и тысячами миль. Результат — у людей пропадает такое важное человеческое качество как благодарность: я же тебе плачу — выполняй. А это приводит к отсутствию терпимости, ужесточению сердца и потери доброжелательности…
«Пренебрегающий нетленным ради бренного теряет и то, и другое».
с философской точки зрения, богатство зачастую заставляет нас забыть о том, что мы всегда и во всём зависимы от Бога. А ведь именно Он повелевает миром, и тем, что в нём происходит, и тем, сколько времени мы здесь находимся. Именно Он следит за тем, чтобы каждый получил то, что ему причитается.
Проблема денег — их постоянно не хватает.
Еда быстро портится, поэтому, чтобы не допустить этого, естественным будет делиться ею с другими. Деньги же, в отличии от еды, — более надежный способ хранения богатства, поскольку они не так быстро портятся (хотя есть такие явления как «инфляция», «девальвация» и пр., которые нацелены на искусственное «состаривание» денег). А раз так, то зачем ими делиться? Пусть полежат, они же «есть не просят»… Таким образом, развивается жадность, бессердечность.
Яркий пример такой ситуации приводит известный ученый-экономист XIX века Уильям Джевонс, который рассказывает о незабываемых гастролях французской оперной певицы Зели на полинезийских островах. Местные жители были в таком восторге, что гонорар певицы составили три свиньи, двадцать три индейки, сорок четыре цыпленка, пять тысяч кокосов и бессчетное число бананов, лимонов и апельсинов. Как вы думаете, что певица сделала с таким гонораром? Положила в сейф…
Деньги разделяют людей: у меня есть свои деньги, у вас — свои. А если у тебя их вообще нету — иди работай лодырь, я же заработал, почему я должен делиться с тобой тем, что своей кровью и потом заработал? Поэтому деньги создают разделение интересов, у меня — свои, а у вас — свои… Таким образом деньги реально дают иллюзорное видение того, что результат, например, заработанные деньги, действительно принадлежат человеку.
Проблемы денег — они порождают ощущение неполноты.
Как результат — люди в первую очередь склонны думать о том, как бы раздобыть денег, полагая, что именно это поможет чувствовать себя более полноценными и разрешить все проблемы которые сейчас есть.
Но духовная реальность состоит в том, что всех нас поддерживает Господь.
«Когда будет срублено последнее дерево,
когда будет отравлена последняя река,
когда будет поймана последняя птица, —
только тогда люди поймут,
что деньги нельзя есть.»
«Тот, кто считает подлинным богатством своих друзей и родственников, должен признаваться настоящим ученым.»