1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Уголок православия
  5. О суевериях - Блог «Уголок православия» - MySlo.ru
О суевериях

О суевериях

Сегодня ровно в 13-13 по Мск времени написал свой 666-ой комментарий. Для суеверного человека катастрофа. Что делать, куда идти?.. Приведу ниже отношение к суевериям православного человека.

Что такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, не подлинная, напрасная. Вообще, человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, — ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных — а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным.


Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам, так что при выходе из дома ни в коем случае не допустит подметания полов — происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться — суеверие есть компенсация подлинной веры.

И в то же время, это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с миром потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и даже обыкновенной подковы, которую, для счастья, вешают над входом в дом.

По сути, суеверие есть продолжение древнего язычества, представлявшего все вокруг населенным духами. Вот как древнегреческий автор Феофраст в своем произведении «Характеры» описывал богобоязненного афинянина: «Перебежит ему путь хорек — он прирастет к месту, пока не пройдет кто-либо другой или пока он сам не бросит через дорогу трех камней… Прогрызет у него мышь добрый мешок — он отправляется к прорицателю с вопросом, как ему быть. Посоветует тот починить мешок, он его послушается, а вернется домой — принесет умилостивительную жертву. Он не сядет на могилу, не приблизится к трупу или роженице. «Как бы не оскверниться», — думает он. Привидится ему сон, он побывает у толкователя снов, у предсказателя, у птицегадателя, чтобы получить совет, какому богу или богине вознести молитвы. Если он увидит в толпе человека с чесночным венком, он омоет голову и пригласит жриц произвести очищение морским луком и кровью щенка, приметит сумасшедшего или припадочного — начнет плевать себе на грудь. Подобное, только в иных вариациях, происходит и в наши дни: перебежит дорогу черная кошка, ждут, когда первым пройдет кто-нибудь другой; боятся, что произнесенное вслух не сбудется, сплевывают трижды через левое плечо; увидят странный сон, начинают исследовать сонники.

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и устоявшимися народными преданиями. И в то же время, еще раз повторим, что суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы или через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это — некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности, как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.

Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому, что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов. Нередко этому прямо помогают темные силы. Например, кто верит в НЛО, тому оно и действительно может явиться по действию бесовских сил, что известно автору этих строк на основании некоторых живых примеров. А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

Источник: Валерий Духанин «Во что мы веруем? 100 ответов современнику»

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

Автор:
13 декабря 2015, в 14:06 +11
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Крещенские купания - мнение Православного епископа.
Крещенские купания - мнение Православного епископа.
Сколько раз можно разводиться
Сколько раз можно разводиться