Думаю, это интересно.
100-летие Первой мировой войны / 08.07.2015
Трудно представить, чтобы православный христианин мог сознательно участвовать в святотатстве. Обычно христианские святыни крадут либо из корыстных побуждений, либо из чувства вражды к христианству как к таковому, но бывают, оказываются и другие случае, когда вор крадет святыню из... «благочестивых» соображений. О таком случае, имевшем место 100 лет назад, поведала своим читателям московская газета «Трудовая копейка».
Как сообщало издание, весной 1915 года, перед отправлением из Твери на театр военных действий запасных батальонов, в местном Владимирской церкви духовенство служило молебен о даровании победы отправляющимся на фронт войскам. Вскоре после окончания торжественного богослужения было обнаружено, что из храма исчез ковчежец с цастицей мощей св. великомученика Георгия Победоносца.
Так как кроме отбывающих на фронт войск в церкви в тот день никого не было, то вора решено было искать среди солдат, присутствовавших на молебне. Несмотря на то, что уже прошло какое-то время, обыск оказался успешным и святыня была обнаружена. Как оказалось, украл ее рядовой Наркис Гуминский. Ковчежец обнаружили в вещах солдата.
Ковчежец-мощевик
При этом, как отмечалось в газетной заметке, ковчежец был бережно упакован, а солдат-святотатец успел написать письмо, адресованное настоятелю храма, которое намеривался отправить с ближайшей оказией. В этом письме Гуминский сообщал, что «взял» ковчежец с мощами почитаемого русским воинством святого, «будучи убежден, что его часть под святым покровительством победит врага, и что немецкие пули не причинят никому вреда». Таким образом, наивный солдат полагал, что украденная святыня станет чем-то вроде «оберега» для него самого и его товарищей.
Согласно действующим законам вор был предан суду за совершенное святотатство. Дело Наркиса Гуминского слушалось в московском военном суде, который приговорил солдата к 6 годам каторжных работ, так как согласно статье 221 Уложения о наказаниях за похищение из церкви священных предметов без взлома оной полагалась каторга от 6 до 8 лет (считалось, что святотатство свидетельствует о «необыкновенном развращении или ожесточении нравственного чувства в человеке, который из видов корысти забывает уважение ко всему, что мы из детства привыкли почитать священным»).
Однако, в связи с исключительностью обстоятельств, которые, видимо, выражались в «благочестивых» намерениях незадачливого рядового (ведь ни намерения оскорбить святыню, ни корыстных побуждений у вора не было), суд постановил ходатайствовать перед Императором Николаем II о замене наказания, предусмотренного законом, простым арестом на 30 суток. Чем закончилась эта история нам, к сожалению, неизвестно. Но более чем вероятно, что Император удовлетворил ходатайства суда и помиловал солдата, укравшего святыню для «победы над врагом».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук