Идея снять что-то живенькое и актуальное на местном ТВ пришла ребятам из молодежного парламента при Тульской облдуме. На ГТРК-Тула для этого оборудовали студию.
Темы для дебатов напридумывали разные, например, «Должны ли жители участвовать в благоустройстве своего города, района?» и «Работает ли в Тульской области система подготовки футболистов?».
Мне досталась алкогольная тематика – «Насколько эффективны ограничения продажи алкоголя по времени?»
Сценарий шоу был прописан заранее – два человека «ЗА» сохранение ограничений и два человека «ПРОТИВ». Мне досталась роль «ПРОТИВ». Вместе со мной у барьера стоял Сергей Конов, нас назвали «команда синих».
В команде «красных», то есть защитников ограничительных мер были депутат Галина Алешина и главный нарколог Николай Висягин, милые и приятные люди.
Вместе с ними я несколько раз участвовала в других «дебатных» проектах – когда обсуждали тестирование школьников на наркотики, введение ограничений на продажу алкоголя. Правда, тогда мы все были по одну сторону барьера.
Но шоу есть шоу, и тут, как наставлял перед эфиром Антон Губарев, ведущий шоу, корреспондент ГТРК, нужны эмоции, ярость, страсть! Короче, догнать и перегнать Соловьева с федерального канала.
Если честно, с трудом представляла – как это, перебить человека, когда он излагает свою позицию?! Тем более если это уважаемый врач?!
Эх, была не была! Я ж готовилась, речь написала, на ребятах в редакции ее отрепетировала, результаты голосования с портала – в тему оказались. Короче, вступила в бой.
Впечатления? Ну, это был такой тихий, кухонный, тренировочный бой. Ведущий не провоцировал нас, зал был смирный и «запрограммированный» поддержать запреты.
Правда, Сергей Белов (директор ГТРК-Тула) перед дебатами честно признался, что он бы установил время продажи как у соседей – с 10 до 23, или даже с 8 утра.
Еще одно удивительное открытие сделала для себя. Довольно сложно слушать оппонента, вникать в его аргументы и сразу реагировать. Насколько у меня получилось –
смотрите в субботу, 23 июля в 8.50 на канале ГТРК-Тула.
А вот коротенечко, про что говорили:
Начнем с того, что ограничений по продаже алкоголя на самом деле много: по времени (у нас с 1 июня 2013 года алкоголь в рознице можно купить только с 14.00 до 22.00 в рабочие дни, и с 12.00 до 22.00 в выходные и праздники) и по месту продажи (нельзя продавать рядом с учебными и лечебными заведениями). Алкоголь у нас априори не продают детям и молодежи до 18 лет. Есть еще специальные требования к точкам продаж – у магазинов должна быть лицензия, а касса должна быть подключена к федеральной системе ЕГАИС (система государственного контроля над объёмом производства и оборота всей алкогольной продукции в стране).
И все они в совокупности дали определенный результат: по данным Минздрава РФ, потребление алкоголя в России снизилось с 18 до 13,5 литра на душу населения в год.
По мнению Николая Висягина, главного нарколога Тульской области, борьба с алкоголизацией в регионе идет достаточно успешно.
- Конечно, об эффективности мер пока судить рано. Но если сравнивать с 2011 годом, то смертность от острых отравлений алкоголем в Тульской области снизилась на 85% (485 человек погибло в 2011 г. и 300 человек - в 2015 г). Алкоголиков стало меньше. И по такому важному показателю как количество алкогольных психозов (отражает тяжесть развития алкогольной патологии в регионе – прим. авт.), Тульская область находится в середине списка всех регионов России. Этот показатель за 3 года у нас снизился на 40%.
По словам Николая Висягина, количество туляков, стоящих на учете в наркологических учреждениях, не является индикатором истинной распространенности алкоголизма. То есть эта цифра не отражает всех масштабов бедствия. У нас много скрытых, латентных, алкоголиков. Еще пять лет назад коэффициент латентности в регионе был достаточно высоким - чтобы понять, сколько реально людей больны алкоголизмом, надо было умножить количество официально состоящих на учете на 10. Сейчас этот коэффициент снизился до 5,5. Люди стали больше доверять наркологической службе, обращаются за помощью и лечением.
Тут я привела другую статистику – от областного прокурора Александра Козлова, который не согласен с Николаем Висягиным. Он считает, что проводимая работа кардинально не влияет на ситуацию с распространением алкоголизма в Тульской области.
По его данным, в 2015 году в Тульской области от отравления алкоголем умерло в 1,5 раза больше людей, чем в 2014 году. Количество ДТП по вине нетрезвых водителей в Тульской области увеличилось за 2 года на 69%. На почве злоупотребления алкоголем увеличилось количество преступлений в 1,4 раза. Самое громкое преступление 2015 года – убийство на Косой Горе семьи из 5 человек. Убийца в суде признался, что пил водку на завтрак, обед и ужин.
По словам Александра Козлова, у него вызывает тревогу снижение эффективности работы органов внутренних дел области по пресечению правонарушений, связанных с употреблением и нелегальным оборотом алкогольной продукции.
Отчет генерал-майора полиции Сергея Галкина перед Тульской облдумой я припомнила уже после передачи. Судя по отчету, полиция очень старается перекрыть нелегальный рынок алкоголя.
За 6 месяцев 2016 года составлено 688 административных протоколов за продажу самогона (за 6 месяцев 2015 года было 593, а всего за 2015 год - свыше тысячи). В 2015 году выявлено 704 нарушения при продаже алкоголя в неустановленных местах, в запрещенное время, с несоблюдением установленных правил. И 118 случаев торговли алкогольной продукцией без лицензии.
Галина Алешина, врач и депутат облдумы, на шоу сказала то, что и должна была сказать:
- Алкоголизм – это социальная проблема. Только врачи или полиция с ней не справятся. Нужно тесное взаимодействие с правоохранителями, с законодательной и исполнительной властями, с общественными организациями.
А дальше я привела результаты опроса с портала Myslo. И предложила их проанализировать. Только для начала исключить асоциальную группу, про которых пел Высоцкий «если что решил, выпью обязательно». А также детей и подростков, потому что на них работает другие ограничения – по месту продажи и возрасту.
Итак, остаются взрослые люди, которые в состоянии сами определить, что и когда им хочется съесть и выпить. Почему для 70% туляков ответ «меры не работают»? Да потому что эти ограничения - только для законопослушных граждан, продавцов, покупателей и производителей!
Люди с преступной смекалкой легко обходят все ограничения, а предприниматели и производители, которые платят налоги и акцизы в бюджет, теряют в продажах. А мы все – веру в справедливость.
Из зала было всего две реплики – одна от врача-нарколога, другая – от коллеги-журналиста. Разумеется, одна была ЗА ограничения, другая – ПРОТИВ. Но каких-либо интересных фактов в поддержку своего мнения зрители не привели.
Поэтому после эфира я решила еще порасспросить людей. И вот что услышала.
Лариса Милова, психолог, считает, запретительные меры нас провоцируют:
- В психологическом плане запреты всегда вызывают желание взять этого самого запретного чуть больше, с запасом. И потом весь этот увеличенный запас уничтожается – ведь все мы родом из «общества чистых тарелок и пустых бутылок» Я живу в Криволучье, и регулярно наблюдаю таких запасливых туляков. В некоторых магазинах даже услуги оказывают – по временному хранению купленного алкоголя. Я считаю, что все-таки работают не все ограничения. Эффективнее - ограничения по местам продажи и возрастному цензу.
С психологом в чем-то солидарна Наталья Рожкова, учитель информатики в школе №7 (Тула):
- Я за здоровый образ жизни и поэтому всегда «ЗА» все ограничения, которые касаются алкоголя. На мой взгляд, они работают. Мне нравится предложение о запрете продажи алкоголя в праздничные дни. Например, в городе Донской в день молодежи продажа алкоголя была полностью запрещена. Развлечения для молодежи могут быть приятны и полезны, а не наносить вред здоровью. Если в нашем регионе введут дополнительные меры по ограничению продажи алкоголя, например, продажа только в специализированных точках вне городской черты, буду их поддерживать. И, думаю, такая мера была бы более эффективной, чем ограничение продажи по времени. Потому что тут придется прилагать гораздо больше усилий для совершения покупки. Считаю, что нужно в разы увеличить штрафы за торговлю самогоном и суррогатом. Или даже ввести административный арест и общественные работы. Главное, чтобы это не привело к росту коррупции в рядах правоохранителей.
Александр Кузнецов, ведущий инженер КБП, участник ток-шоу, считает, что причина неэффективности мер – «дырки в законах»:
- Туляки уже привыкли к этому ограничению. Я считаю, что нужно ужесточать требования ко всякого рода «кафе» и «алкобарам», владельцы которых легко обходят требования закона и торгуют после 22.00. Мое обращение – скорее к законодателям. Давайте уберем «дырки» в законах! Закон должен работать и быть един для всех.
Денис Никонов, гендиректор фирмы «Дионис», считает, что в Тульской области – самые жесткие ограничения продажи алкоголя по времени – 60 часов в неделю:
- Такой же период установлен только в Саха Якутии. А вот у наших соседей в основном алкоголь продают 84 часа в неделю. В Москве и Московской области еще больше – 105 часов. Причем он был увеличен после проведенного анализа эффективности этого ограничения. Сокращение дневного времени продажи алкоголя ведет к тому, что меняется структура покупки алкогольных напитков. Слабоалкогольные напитки покупают равномерно в течение дня, а вот крепкий алкоголь – большей частью вечером. То есть это ограничение работает на крепкий алкоголь, который, кстати, является еще и наиболее доступным по цене (в перерасчете на чистый спирт водка - самый дешевый вид алкоголя). Но чтобы правильно оценить ситуацию, необходим комплексный анализ всех применяемых мер – с привлечением экспертов, ученых-исследователей из других регионов. И решения по результатам этих исследований должна вырабатывать рабочая группа при губернаторе Тульской области. В нее должны быть включены эксперты по данному вопросу, представители церкви, ученые-исследователи, производители алкогольной продукции, члены общественных организаций, представители розничных продаж. Помимо всем известных ограничений – по времени, месту и возрасту покупателя – есть еще требования системы ЕГАИС к продавцам и производителям, по использованию определенной тары. Это всё сильно влияет на экономику региона. И нужно очень серьезно просчитывать экономические последствия запретительных решений.
В конце ток-шоу дали, что называется, последнее слово. Сергей Конов, предприниматель, тихо и очень вежливо предложил увеличить время продажи алкоголя, но ужесточить другие меры:
- Возможно, эффективнее сработают меры по ужесточению возрастного ценза. Например, продавать алкоголь только лицам старше 21 года. На уровне государства должна быть жесткая борьба с незаконным оборотом алкоголя, с изготовлением и продажей суррогатов, подделкой акцизных марок. А что касается временного ограничения, то, считаю, его можно смягчить – как у всех соседних регионов.
И тут ведущий предложил залу проголосовать залу за «синих» или «красных», то есть оставить запрет на продажу с 23.00 до 14.00 или ослабить на пару часов. Угадаете счет?