Недавно в Туле и Кимовске прошли немногочисленные митинги против закона №323-ФЗ, прозванного в народе «законом о шлепках». Первое применение этого закона в Туле прославило город на всю страну: у матери отобрали дочь из-за якобы синяка на лбу. Небольшой фоторепортаж с митинга вызвал бурное обсуждение на портале.
В комментариях (а их было более 800!!!) пользователи задали много вопросов, высказали опасения, что в аналогичной ситуации может оказаться любой из родителей.
Мы обсудили это со специалистами тульского «Кризисного центра помощи женщинам».
Напомним, с чего все началось. Кристина Естехина — мать четырех детей, которую в настоящее время судят в Туле по статье 116 часть 1 УК РФ за «побои», якобы нанесенные дочери. Ее двенадцатилетняя дочь Саша более года с матерью разлучена. А всё случилось 15 октября 2015 года в скуратовской школе - на лбу девочки один из преподавателей заметил синяк.
Мать вызвали к директору, и с этого момента началось тяжелое разбирательство о «жестоком обращении с ребенком». Тяжелое, потому что спустя некоторое время женщину буквально вытащили из-под колес поезда и привезли в кризисный центр помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Напомним, что этим летом в стране был принят закон №323-ФЗ, который вносит изменения в статьи Уголовного кодекса РФ. В народе закон тут же назвали «законом о шлепках». Согласно ему, статья 116 УК РФ о побоях изложена в следующей редакции: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Санкции за побои таковы: обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправработы на срок до года, либо ограничение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. А под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.
– Многие не верят, что за шлепок своего ребенка родители могут попасть на скамью подсудимых. Думают, что в нашей стране это невозможно, - говорила сама Кристина Естехина на тульском митинге 22 октября. - На своем опыте я хочу показать, что семья может подвергаться гонению за один синяк на ребенке. Моя дочь как всегда пошла в школу, преподаватели обратили внимание на ее синяк лбу. Когда ребенка стали расспрашивать, откуда синяк, она объяснила, что ударилась сама. Ей не поверили, после чего меня обвинили в физическом насилии.
1 ноября 2016 года в Тулу с рабочим визитом приезжала уполномоченный по правам детей в РФ Анна Кузнецова. На пресс-подходе тульские журналисты задали ей вопрос о деле Естехиной.
Кроме того Анна Кузнецова попросила не называть в СМИ фамилии детей, которые замешаны в таких конфликтах:
- Конечно, есть критические случаи, когда в СМИ появляется информация, чтобы дать толчок к решению проблемы. Но чаще всего издания рассказывают историю ради лайков и рейтингов. Это отражается на детях, которые сами того не желая, становятся заложниками ситуации.
Но вернемся к «закону о шлепках» и взаимоотношениям родителей и детей. Как говорят сотрудники кризисного центра, обращения о насилии над детьми идут в основном не от самих детей – хотя во всех школах висят объявления с телефонами «горячей линии» для детей и подростков. В основном «сигналят» о неблагополучии учителя, школьные психологи, сотрудники органов опеки. Но чаще всего о домашнем муже-тиране заявляет женщина.
- К нам обращается женщина с заявлением, что ее бьет муж. А потом выясняется, что насилие применяется не только к женщине, но и к детям. Таких случаев – большинство, - говорит Эвелина Шубинская. - Проявление жестокости в семье – к ребенку, женщине – это не единичные случаи, это всегда система. И те люди, кто вне семьи окружает ребенка, рано или поздно увидят, что он иначе реагирует, например, на прикосновения, сторонится их, как будто его хотят не погладить, а ударить.
Психологи могут четко сказать – если ребенок ведет себя распущенно, излишне активно и игриво, либо, наоборот, агрессивно, пренебрежительно к требованиям взрослых, то, это симптомы того, что дома с ребенком обращаются жестоко.
Дети, испытывавшие на себе жестокое обращение, вырастают в агрессивных подростков. Им нужна площадка, где они будут в позиции обидчика. Подросток мучает кошек? Стреляет из рогатки по птицам? Лупит одноклассников и третирует учителей? Это не самозащита - таким образом подростки «отрабатывают» детские травмы. Ими могут быть физическое и психологическое насилие, которому подвергались и подвергаются в семье, или завышенные ожидания со стороны родителей, которые не может выдержать ребенок.
Вообще, по словам Эвелины Шубинской, какие-либо выводы о жестоком обращении с ребенком можно делать, только проанализировав ситуацию в его семье как минимум за несколько месяцев. А если это единственное обращение, когда ребенок о чем-то сигнализирует, безусловно надо разбираться, не манипуляция ли это со стороны ребенка.
Ведь дети зачастую великие манипуляторы, и ребенок может для решения своих личных вопросов пожаловаться на родителей.
В практике западных стран, например, Швеции, механизм проверки сигналов четко отлажен. Право заявить о неблагополучной ситуации есть и у детей, и у родителей. Общество подготовлено к применению законов ювенальной юстиции. Есть и четко соблюдается культура взаимоотношений, уважения семейных ценностей, родителей, когда ребенок осознает, что сказать неправду о своей маме или папе невозможно.
История №1. «Не звоните родителям!»
Девочка-подросток занимается в музыкальной школе. Но систематически не готовится к одному из предметов. Ну не нравится ей играть на пианино! Учитель предупредил, что если еще раз она придет неподготовленная к уроку, ему придется вызвать в школу родителей. И тут девочка тихо так попросила: «Не звоните, пожалуйста. Меня могут побить за это».
На волне происходящих событий преподаватель сообщил об этом директору школы. В семью вышла целая делегация учителей и психологов с вопросами из серии «вы бьете свою дочь?!»
Родители испытали шок и ужас – нет, не из-за возможного наказания, а от того, что их дочь могла такое сказать про них! А девочка не осознавала последствий сказанного, ей просто надо было решить свою мелкую проблему, здесь и сейчас.
Конечно, комиссия разобралась, никогда ничего подобного в этой семье не было. Да и девочка, поняв, что натворила, дала «задний ход» и стала придумывать новые отговорки, мол, у соседей маленький ребенок и играть вечерами на пианино нельзя. Но внутри семьи остался след этой истории. Взрослые почувствовали, что они не защищены.
Очень важно не только дать детям возможность сообщить, как с ними обращаются, как защитить себя и свои права. Важно еще разъяснить им, что за обращением последуют определенные действия со стороны госорганов, что это не шутка.
История №2. «Это всё бабушка!»
Два брата очень любили физкультуру, спорт и все время соревновались друг с другом, даже до драк доходило, когда выясняли, кто сильнее-быстрее. Однажды старший пришел в школу с синяками. И на вопрос учителя – откуда у тебя синяки? – выдал, недолго думая: бабушка побила. 70-летнюю пенсионерку, божий одуванчик, заслуженного учителя русского языка и литературы чуть инфаркт не хватил, когда к ней домой пришла комиссия из школы – выяснять, за что бьют пацана.
Прежде чем применять этот закон, необходима разъяснительная работа со всеми сторонами, особенно с детьми. Чтобы они не боялись себя защищать и при этом понимали, каким образом им будут оказывать помощь, как дальше будут развиваться события.
Есть определенная часть родителей и детей, которые общаются на равных, взрослые уважают личность ребенка, относятся к нему как к партнеру с малых лет. И именно они волнуются больше всех сейчас - где границы этого самого «жестокого обращения»?
Как выразить сыну или дочери свое неудовольствие, когда ребенок переходит границы разумного поведения? Как вернуть чадо в эти границы, чтобы он соблюдал правила человеческого общежития, с уважением относился к взрослым и понимал, что у прав есть обратная сторона – обязанности и ответственность?
- Должны быть курсы просвещенного родительства, чтобы взрослые знали особенности каждого возраста ребенка, учились правильно выстраивать отношения с ним в разные периоды его жизни, - считает Эвелина Шубинская. – У нас в кризисном центре есть «Клуб родителей», различные программы по обучению родителей. Знаете ли вы, как высказать ребенку свое неудовольствие, чтобы не попасть в ситуацию «жестокое обращение с детьми»? Можно ли повысить голос на подростка или это уже психологическое насилие? Формы обучения родителей могут быть разные, важно, что проблему проговаривают и обсуждают.
По мнению Эвелины Шубинской, закон сам по себе правильный и нужный. Но чтобы он работал, нужно подготовить всех участников процесса и научиться пользоваться этим инструментом – и родителей, и детей, и педагогов, и сотрудников правоохранительных органов и органов опеки. Чтобы у них не было желания «заработать галочку», а был позыв тщательно разобраться в каждом обращении. Даже если этот сигнал окажется ложным (дети-манипуляторы не такое уж редкое явление), все равно они будут молодцы, потому что оперативно среагировали и профессионально разобрались.
Кризисный центр помощи женщинам расположен по адресу: Тула, ул. Демонстрации, 11, тел. доверия (4872) 56-46-36