Раз уж зашла речь в комментах к некоторым постам зашла речь о тульских ливнёвках, внесу свои пять копеек. Расскажу о низовьях одного из магистральных ливневых коллекторов Тулы.
ВНИМАНИЕ!!! Я сознательно не указываю в посте практически никаких привязок к местности, где находится коллектор и, тем более, названий улиц. Огромная просьба к тем, кто поймёт, где что расположено, не упоминать этого в комментариях!
В мае 2013го года, один из периодически появляющихся в Туле провалов грунта, комфортно расположившийся на одной из центральных улиц, решил прославиться. Избрал он для этого самый простой путь- стал большим и страшным. Заодно решил приобрести собственное авто. Предлагаю последовать за этим авто под землю.
Как Вы уже поняли, провал существовал на этом месте не день и не два. Но, администрация всерьёз озаботилась этой проблемой лишь после случая с машиной. Стали думать, что-ж там такое проваливается. И ( о чудо !) выяснили, что внизу находится магистральный ливневый коллектор. Ещё более интересным открытием стало то, что, ещё за три года до похорон авто, коллектор обследовали сотрудники некой фирмы, занимающейся подземным строительством. Отчёт их был весьма категоричен- коллектор изношен, рушится и требует срочного капитального ремонта. Чего стоит, к примеру, упоминание о деформации участка коллектора до высоты 1.45 метра, при исходном диаметре более двух.
Показательны и слова руководителя проводившей осмотр конторы: " Судя по документам, которые нам удалось обнаружить, коллектор уходит в сторону Московского вокзала..." Как выяснилось позже, либо документы нашлись не те, либо их вообще не было, а трассировка коллектора и близко не лежала к той, которая предполагалась.
Я заинтересовался этим коллектором достаточно давно, однако, никакой вменяемой информации найти не удавалось. Всё, что было- две трубы, выходящие в реку, да несколько люков, расположенных в весьма палевном место. Чуть позже был обнаружен выше помянутый отчёт, предполагавший столь же неутешительное расположение остальных люков на проезжей части самой оживлённой городской улицы. Тут я и вовсе надолго забил на исследование.
Прошёл год. Однажды, копаясь в библиотеке, случайно обнаружил маленькую заметку, датированную 1957 годом, которая повествовала о строительстве именно этого подземного девайса. И здесь была указана совершенно иная трассировка. Была она хоть и весьма странной, но давала надежду найти люк, дёрганье которого не привело бы к ДТП) Уже попав вниз, понял, что надежда эта была практически напрасной и нам просто повезло- практически все встреченные люки либо намертво приржавели, либо закатаны в асфальт, либо от скоб, ведущих к ним, остались лишь лёгкие намёки.
Начну, пожалуй, от портала. Сделан он, как и все выпускные порталы тульских ливнёвок, максимально коряво. Две метровых трубы, выходящих из довольно большой камеры, ведут прямо в реку
В камере у портала обитают липучие мыши. В первый заброс они задолбали лупить крыльями по голове, а вот во второй, когда я надумал их сфоткать, куда-то делись.
Поворачиваемся спиной к мышиной камере. Начальный участок, похоже, достраивался позже основной части, либо был перестроен. Здесь коллектор составлен из трёх колец двухметрового диаметра. Уложены они просто шикарно- с широченными щелями и десятисантиметровыми нестыковками.
Дальше начинается старый участок. Первый десяток метров всё выглядит неплохо, если не считать отошедшей от первичной отделки рубашки и ощущения, что в лотке уже нет и плит первички. Дальше лучше.
Появляются сквозные дыры в рубашке. Кстати сказать, я так и не понял, каким методом она сделана. Для армированного набрызг-бетона гладковата, следов опалубки не видно.
Дыры увеличиваются и сливаются. Местами рубашки уже не существует, любуемся кладкой из таких вот блоков. По кольцу их, кажется, 18ть штук. Чем были скреплены- не ясно. Если были сварные соединения, то успели сгнить начисто.
Один из немногих люков, в которых нормально сохранились скобы. Глубина- метров шесть. Что интересно, чем дальше от реки, тем лучше стены коллектора, но тем хуже скобы люков.
Подходим к новенькой камере, построенной во время последнего ремонта
Сама камера не особо интересна, да и шириком я пока не обзавёлся, так что, фоток оттуда нет. Стоит отметить лишь очень удобные бортики, можно отдохнуть, пива попить, и коллекторку встретить практически безопасно.
Строители не сильно запаривались
За камерой- отремонтированный участок. Ремонтировали то-ли в два захода, то-ли деньги попилили, но, в итоге, получилось два новых участка: бетонированный с применением опалубки
и участок, заключённый в какой-то пластик
Денег и желания хватило лишь на два-три десятка метров, дальше вновь жесть и разруха
Поворот, ещё поворот... развилка! Во время первого заброса я не мог поверить своим глазам. Казалось, сбывается мечта идиота, и перед нами выходы сразу в две системы, идущие по двум найденным мной трассировкам.
Сначала двинулись направо, к центру города. Метров через сто ждал жестокий облом
Просветить рачную трубу не удалось. Перед ней твёрдый ил становится очень вязким и подозрительно глубоким. Возвращаемся.
Удивительно, но левая ветка идёт точно по не внушавшей доверия трассировке 57го года. Труба довольна уныла, но встречаются занятные моменты.
Осколки люков
Корни
Ещё корни
А потолок-то весь в пенопласте (
Куда ж без подземной жизни
Подключка, одна из немногих. Явно незаконная, прёт из неё откровенное г...о, а запах ещё долго преследует по тоннелю.
Нежданчик. Телега, вроде тех, что на рынках пользуют, вся обросшая мусором. Примотана к чудом уцелевшей скобе. Ремонтники прежних времён её притащили, что-ли?
Поворот, практически под прямым углом, за которым начинается самая неудобная, но и самая, возможно, симпатичная часть системы
За поворотом коллектор резко понижается, наполняется илом более, чем на половину. Приходится то идти согнувшись, то на кортах, то чуть-ли не ползти, изредка отдыхая в камерах люков
Попадается несколько крупных сталактитов. Множество мелких приходится сшибать спиной
И вот, логическое завершение похода. Коллектор вновь ветвится. Налево уходит рачный, дико заиленный прямоугольник, резко поворачивающий метров через пять. Прямо- основное русло. Сужение сделано, видимо, под трамвайной линией. Партизанить там в бахилах совершенно не хотелось. Приходится отложить дальнейшее исследование на будущее. А исследовать там, по идее, есть что. Предполагаемая протяжённость оставшейся части- около трёх километров. Пока же поворачиваем на выброс.
Благодарю за внимание.