Интенсивное развитие оружейного производства в Тульском регионе началось в середине XVII века, когда правительство страны создало все условия для этого развития и поощряло создание новых производств. Особая заслуга тульских оружейников этого времени — это подготовка кадров и направление их в создаваемое новые оружейные производства: в Уральский регион, Ижевск, Сестрорецк, Тамбов, Кубанское казачье войско и другие.
В последующие годы императоры России уделяли большое внимание дальнейшему развитию оружейного производства в Туле: оружейники имели постоянные заказы на производство оружия, правительство регулярно подтверждало их льготы и выдавало новые, для оружейников покупали новейшие зарубежные образцы для их возможного воспроизводства и создание отечественного оружия, не уступающего зарубежному. Самих оружейников отправляли за границу для изучения передового опыта, а к нам, в Тулу, приглашали иностранных специалистов для работы на местных предприятиях.
В 1785 году светлейший князь Григорий Потёмкин затребовал двух оружейников из Тулы, которые могли бы поехать в Англию для изучения конструкции местного оружия и его производства.
Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин
Туляки выбрали двух мастеров — Алексея Сурнина и Андрея Леонтьева. В ноябре 1785 года они прибыли в Лондон. После завершения обучения Сурнин в 1792 году вернулся в Россию, много и плодотворно работал, а Леонтьев остался навсегда в Великобритании.
Кремнёвый пистолет системы Лорензони работы Алексея Сурнина
Вероятно, были и раньше поездки оружейников за рубеж, о которых сведения утрачены.
А вот в Тулу зарубежные специалисты по оружию приезжали еще раньше. Впервые 600 зарубежных мастеров выписал голландец Виниус и его компаньоны Петр Марселиус и Акема на основанные в 1652 году в Алексинском уезде «…железные заводы: Саломыновский, Ведменский, Ёлкинский и оружейный Ченцовский». В дальнейшем иностранные мастера неоднократно приезжали к тульским оружейникам и даже оставались на постоянное жительство: английский оружейник-профессионал Джон Джонс (работал на Императорской оружейном заводе с 1817 по 1835 гг); англичанин Фердинанд Дових (1785−1812 гг) и Френсис Морган.
Большое внимание уделяли Туле оружейной и императоры Российской империи.
Они постоянно посещали Тулу, знакомились с производством и помогали оружейникам. В своё время регион посетили Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II.
Не обделяли своим вниманием и члены императорской семьи — Великие князья. В марте 1885 года Императорский оружейный завод посетил Великий князь, сын Николая I — Михаил Николаевич Романов. Он принимал активное участие в перевооружении армии современными образцами вооружения и модернизации производственного оборудования. Это процесс проходил в 80-е-90-е гг XIX века во всех странах.
Великий князь Михаил Николаевич 13 октября 1832 Петергоф, Российская империя — 5 декабря 1909, Канны, Франция. Четвёртый сын императора Николая I, военачальник и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (16 апреля 1878), генерал-фельдцейхмейстер (1852). Председатель Государственного совета (1881—1905).
Великий князь посещал оружейные предприятия, изучал изготавливаемые образцы оружия и состояние производства. 6 марта 1885 года он посетил Императорский оружейный завод в Туле. В память об его посещении тульские мастера изготовили два образца винтовок, которые в настоящее время хранятся в фонде «Тульского государственного музея оружия».
Один из этих дарственных образцов — это винтовка пехотная образца 1870 года, принятая на вооружение русской армии в 1870 года и создана на базе винтовки системы Бердана II образца 1870 года.
Винтовки и карабин системы Бердан-2 образца 1870 г.: 1 - пехотная винтовка, 2 - драгунская винтовка, 3 - казачья винтовка, 4 – карабин
Винтовка выпускалась в 2 вариантах: для пехотных частей со штыком и для гвардейских — с тесаком.
Калибр винтовки — 10,67 мм, длина винтовки без штыка, со штыком, и ствола, соответственно: 1320 мм, 2540 мм, 817 мм; масса оружия (со штыком) и без штыка, соответственно: 4,9 кг, 4,3 кг, число нарезов — 6.
Гвардейский вариант винтовки с тесаком имел длину 2542 мм и массу — 4,92 кг.
Ствол винтовки цилиндрический нарезной и соединяется со ствольной коробкой на резьбе. С правой стороны ствола имеется крепление для штыка (стальной кубик). Ствольная коробка снабжена каналом для затвора, патронным окном и окном для спускового механизма.
Ударно-спусковой механизм винтовки системы Бердана II
Затвор оружия — продольно-скользящий и запирание осуществляется при повороте затвора на 45*, при этом гребень затвора упирается в заднюю стенку окна ствольной коробки. Для отъёма затвора необходимо нажать на отражатель. Затвор невозможно открыть, если курок находится на предохранительном взводе. При закрывании затвора курок ставится на боевой взвод. Извлечение гильзы осуществляется подпружиненным выбрасывателем; пружина выполнена из латунной проволоки.
Винтовка имеет предохранительное устройство, которое не позволяет произвести выстрел при незапертом затворе; ударник в передней части имеет специальную призму, которая стыкуется с выемкой на торце боевой личинки при повороте затвора направо.
Оружие имеет прицел с делением от 200 до 1500 шагов, мушка коническая.
Ложа — английская и на первых образцах была выполнена из ореховой древесины, а на серийных образцах — из берёзовой.
Затыльник, спусковая скоба, наконечник цевья и шомпол — стальные.
Патрон для винтовки снабжён латунной гильзой цельнотянутой, пулей свинцовой, штампованной цилиндрической с оживальной головной частью. Особенности конструкции пули — это равенства калибра пули калибру ствола: при выстреле свинцовая пуля сжимается по длине, при этом увеличивается внешний диаметр пули и она заполняет нарезы. Начальная скорость пули — 431 м/с., масса патрона — 39,4 г, масса пули — 24,16 г.
Российская армия перед принятием на вооружение новой винтовки провела всесторонние испытания.
В результате испытаний была получена кучность на дальности 200 шагов: попадание в круг диаметром — 5,3 см на дальности 400 шагов — 11,2 см, на дальности 800 шагов — 24,9 см; скорострельность — 28 выстрелов в минуту. В испытаниях были использованы для сравнения винтовки Бердана I и Вердера, которые уступили по этому показателю соответственно на 36% и на 60%.
Заказ русской армии первой партии винтовок образца 1870 г. под патрон 10,67 мм в количестве 30000 был выдан Бирмингемскому оружейному заводу (Великобритания).
Аналог этого образца, соответствующим образом изготовленный и оформленный, был подарен Великому князю Михаилу Романову при его посещении Императорского оружейного завода 6 марта 1885 года.
На стволе золотом нанесено:
«Е.И.В. В. К. Михаилъ Николаевичъ въ память посещения Императорского Тульского Оружейного завода 6 марта 1885 года соизволилъ собственноручно оттиснуть на семъ стволе название завода».
На казённой части ствола выбито № 9339, ИМПЕРАТОРСКIЙ ТУЛЬСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОДЪ, 1885 г. На прикладе выбито: 416.
Металлические детали ружья — оксидированы. Ложа оружия выполнена из высококачественной ореховой древесины, пропитана натуральной олифой и покрыта специальным лаком. Для украшения винтовки, презентованной Михаилу Романову, тульские оружейники использовали гравировку и чеканку. Важная особенность этого образца — использование в его конструкции серийных деталей и узлов.