Архивные документы подтверждают время появления на Руси образцов огнестрельного оружия – это XIV век. Так, например, в сообщениях летописцев среди трофеев русского войска после Куликовской битвы были пушки, а в 1382 году для отражения татарского войска чингизида – хана Тохтамыша москвичи применяли пушки.
Первоначально все виды огнестрельного оружия, в том числе и артиллерийские орудия, назывались пищалями.
Русское слово «пищаль» происходит от чешского слова «пиштала», что означало длинную дудку.
Позднее два вида огнестрельного оружия – ручное и артиллерийское – «разошлись»: пищали – это ручное огнестрельное оружие, относительно небольшого калибра и массы; пушки – это образцы большого калибра, имеющие большую массу.
Русский пищальник
Пищали, которые изготовлялись на Руси, делились на несколько типов. Основными признаками для такого деления были: назначение образца, конструкция, внешний вид или по терминологии нашего времени – дизайн, способы переноски и др.
В русском войске имелись:
- пищали ручные (или «ручницы», или «самопалы»), которыми оснащалась пехота (или как ее называли в те времена - «пешая рать»);
- пищали «завесные», носимые на ремне за спиной. Были на вооружении кавалерии (или «конной» рати);
- пищали «затинные» (от слова «тын») - в принципе это были орудия малого калибра, и устанавливались они на стенах русских крепостей;
- пищали «недомерки», имели более короткий ствол.
Из архивных документов следует, что правительство Руси уделяло большое внимание оснащению войск огнестрельным оружием и внимательно следило за применением этого оружия в армиях вероятного противника.
Огнестрелами оснащалось стрелецкое войско и дворянское ополчение. Более мощные образцы устанавливались, в первую очередь, на стенах Московского Кремля и пограничных крепостей. В частности, эти образцы имелись на стенах тульского Кремля уже в середине XVI века и применялись для отражения набегов крымских татар.
Если согласно писцовой книги 1588 года на стенах и башнях тульского Кремля было порядка 16 пушек и 22 затинных пищалей, то уже согласно писцовой книги 1625 года пушек было 38, а количество затинных пищалей уменьшилось до 10. Артиллерийская мощь крепости увеличилась, а уменьшение количества затинных пищалей объясняется их передачей в другие крепости Тульского региона: г. Дедилов, г. Крапивна, г. Белёв и др.
Состав военных специалистов в г. Туле
Специальность/
источник | Пушкарь, чел. | Затинщик, чел. | Стрелец, чел. | Кузнец, чел. |
Писцовая книга 1588 года |
16 |
44 |
15 |
1 |
Писцовая книга 1625 года |
38 |
10 |
69 |
54 |
Затинные пищали направлялись на новое место дислокации вместе с расчётом.
Образцы огнестрельного оружия, имевшиеся в тульском Кремле, требовали постоянного и квалификационного обслуживания и при необходимости ремонта. Для решения этих вопросов правительство должно было привлекать местные кадры – тульских кузнецов. И этот вопрос, вероятно, был решён с разрешения правительства России на местном уровне ещё до Указа царя Фёдора Иоанновича 1595г.
Данные, представленные в таблице, ещё раз подтверждают положительное влияние Указа царя Фёдора Иоанновича 1595г. и Указов Бориса Годунова и Михаила Фёдоровича на развитие оружейного производства в г. Туле и укрепления обороны границ Московского государства. К 1625 году по сравнению с 1588 годом резко увеличилось количество кузнецов (с 1 до 54) и, одновременно, правительство увеличило количество пушкарей в Тульском Кремле (с 16 до 38), усилило стрелецкий отряд (с 15 до 69 воинов).
Тульский Кремль
По Указу царя Руси, с целью усиления обороны государства и, соответственно, Тулы в тульский Кремль было поставлено большое количество пушек.
При нападении татар кремль защищали 246 стрельца, 31 наёмник из Европы, 64 пушкаря и затинщика, 92 казака и ополчение из тулян – 591 человек. Вооружены они были пищалями - 150 шт., рогатинами – 228 шт. Обслуживание и ремонт этого арсенала осуществляли 72 кузнеца.
Интересен состав ополчения и их вооружение: так, в ополчение входили 56 крестьян и бобылей (безземельные, одинокие крестьянине-бедняки - прим.Myslo), оснащённых пищалями (30 человек) и рогатинами (26 человек).
А так как время было бурное и опасное, то, вероятно, своё оружие ополченцы хранили дома.