Проблема безработицы в Тульской области очевидна. Особенно это заметно в небольших населённых пунктах. Ситуация с рынком вакансий не оставляет людям выбора, и они готовы продавать свой труд за гроши, идти на унижение и радоваться любой возможности худо-бедно прокормить семью. Есть и те, кому такое положение вещей явно на руку. В основном, это мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, многие из которых, пользуясь правовой безграмотностью сельских жителей и нехваткой рабочих мест в районах, открыто нарушают, пожалуй, все нормы трудового законодательства. Яркий пример тому – служба такси в посёлке Дубна с одноимённым названием (ИП Бобков В.В.). Мне лично довелось долгое время проработать в этой организации. Я не вижу смысла утаивать всю ту подноготную, которая открылась за время моей трудовой деятельности.
Оформление на работу в соответствии с нормами трудового права в такси «Дубна» отсутствует. При устройстве будущий водитель предоставляет только копию двух страниц паспорта и копию водительского удостоверения, собеседование с кандидатом на должность проводит дежурный диспетчер. Руководство крайне редко утруждало себя знакомством с новыми сотрудниками, порой, начальник даже не знал, кто из водителей вышел на линию, не знал, кому вверен автомобиль компании, что за человек отвечает за сохранность данного имущества и за благополучие пассажиров. Трудовой договор не оформляется, не делается запись в ТК, соответственно, нет отчислений в налоговую и в пенсионный фонд, нет оплачиваемого отпуска и больничных. Процедура увольнения упрощена донельзя: в лучшем случае работнику позвонят вечером и поставят перед фактом, что с завтрашнего дня его услуги больше не требуются. Бывало и так, что водитель приходил на смену и узнавал, что уже уволен. Отдельного внимания заслуживает сбор так называемого «депозита». Ежесменно водитель обязан сдать в кассу предприятия двести рублей (не зависимо от того, сколько заработал за день). Было даже проведено собрание, на котором господин Бобков уверял, что собранные средства пойдут на ремонт автомобиля, если таковой потребуется, а при увольнении сумма депозита будет возвращена работнику. Он также лично дал обещание оформить эти выплаты соответствующим актом, дабы сотрудник имел некие гарантии. В результате, конечно, никто ничего не оформлял, даже машины не были надлежащим образом приняты и осмотрены на предмет возможных повреждений. Действительно, если бы руководитель допустил «оплошность» и составил акт приёма автомобиля и ПКО на эти деньги, то тем самым появились бы документальные доказательства того, что человек действительно работал, а это может уже иметь совсем другие, весьма неприятные для молодого коммерсанта, последствия. Как показали последние события, депозит при увольнении получить практически нереально. Начальство всеми способами избегает разговора, не отвечает на телефонные звонки, а диспетчер заявляет, что никаких распоряжений насчёт денег не было, говорит: «Сроки не подошли, наверное». Что это за сроки такие – не известно. Если углубиться в простые подсчёты, то ежедневно в казну фирмы поступает 1000р. (по 200р. с водителя, коих в смене трудится пятеро), за месяц эта сумма приблизительно будет равна тридцати тысячам. Просто тридцать тысяч из воздуха – весьма недурно, согласитесь.
Что касается диспетчеров, то их трудоустройство проходит по более упрощённой схеме. Тут даже паспорт и прописка не требуется. Достаточно просто назвать своё имя, стажироваться пару дней и можно приступать к работе: единолично отвечать за сохранность выручки, выписывать путевые листы, ставя подпись за руководителя организации и за медицинского работника, которого в такси «Дубна» никто и в глаза не видел. Хотя начальник упомянул как-то в разговоре, что медсестра у них есть, но находится она далеко и в Дубну не поедет, да и зачем.
Диспетчерская: полуразрушенное здание дореволюционной постройки (п.Дубна, ул. Свободы, д. 2), комнатушка вся прогнила от сырости, проводка в аварийном состоянии (это видно и невооружённым глазом), одно единственное маленькое окошко, наглухо запечатанное стеклопакетом, санузла вообще нет. Чтобы элементарно сходить в туалет, диспетчеру приходится проявлять изобретательность. А ведь смена длится двадцать четыре часа! Раньше, когда шли сильные дожди, грязная вода переливалась через порог и затапливала помещение, диспетчеру приходилось метаться с ведром и тряпкой между приёмом звонков и сдерживанием набегающих потоков. И так сутки-двое. Зарплата диспетчера составляет около тринадцати тысяч в месяц (в зависимости от количества заказов), равно как и зарплата водителей, эта сумма не облагается подоходным налогом. Как заведено в такси «Дубна», официального оформления нет и для диспетчеров. А зачем? Ведь придётся делать отчисления в социальные фонды, отвечать за жизнь и здоровье сотрудника. А так, нет человека – нет проблем.
Многие, в том числе и руководство этой компании, говорят: «Не нравится – увольняйтесь!».
Легко сказать. Хоть заработок таксиста и невелик, но это деньги, которые заработать в глубинке не так-то просто, а дома ждут семьи, которые нужно обеспечивать, неоплаченные кредиты … Да, можно ещё подать в суд и отстоять свои нарушенные права: заставить работодателя заплатить налоги, оформить документы, как того требует действующее законодательство. Но ведь для этого нужны знания закона, которыми не каждый может похвастаться или деньги на визит к юристу, и не нужно забывать, что день обращения работника в соответствующие инстанции станет последним рабочим днём в такси «Дубна». Вот и не верят наши люди в закон, боятся прослыть на селе склочником и сутягой. В беседе с коллегами мне удалось выяснить, что многие из них параллельно состоят как безработные граждане на учёте в службе занятости и получают ещё некоторые субсидии от государства, а остальные выживают, как могут, подрабатывая в выходные дни на личных автомобилях как таксисты-частники без лицензии. Всё это, конечно, до поры - до времени, но как-то нужно сводить концы с концами. «Они всё равно сухими из воды выдут, -говорят, - а нам без работы оставаться нельзя, нам детей кормить надо.» Выходит, что «пластмассовый мир победил»?