Объехав большое количество городов России, много где приходилось пользоваться общественным транспортом. И вот что заметил: почти везде в общественном транспорте исправно работают информаторы, объявляющие пассажирам остановки по маршруту следования.
И это логично, ведь общественным транспортом пользуются не только местные жители, но и люди, прибывшие из разных населенных пунктов области и других регионов РФ, в связи с чем отсутствие информирования пассажиров об остановках по маршруту следования будет затруднять их перемещение по городу. А в темное время суток и при плохих погодных условиях, приводящих к запотеванию или замерзанию стекол, даже местным жителям не всегда получается свободно ориентироваться на знакомой им местности.
В связи с этим Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (ред. от 25.08.2021) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» обязывает перевозчиков обеспечивать информирование пассажиров об остановочных пунктах.
Тула, являясь областной столицей и точкой притяжения огромного числа туристов, исправной работой автоинформаторов в общественном транспорте, увы, похвастаться не может…
Автобусные маршруты по муниципальному контракту обслуживают несколько перевозчиков, крупнейшими являются МКП «Тулгорэлектротранс» и ООО «Тульская ТК». В автобусах МКП «Тулгорэлектротранс» звуковые информаторы не работают: за все время на линии удалось встретить лишь несколько автобусов, где пассажирам объявляют остановки. Визуальное информирование в салоне «бегущей строкой» присутствует, но не везде и не совсем корректно: где-то на табло вместо остановок указывается только маршрут следования, где-то поверх таких табло установлены рекламные мониторы, закрывающие собой информацию на «бегущей строке». И это при ежедневном выпуске около 100 единиц автобусов! В автобусах ООО «Тульская ТК» информаторов (как звуковых, так и визуальных) нет и никогда не было. И выпуск данного перевозчика на маршруты города тоже весьма внушительный!
Троллейбусные маршруты обслуживает МКП «Тулгорэлектротранс». В троллейбусах, в отличие от автобусов данного перевозчика, встретить работающие информаторы хоть и нечасто, но можно. При этом звуковое оповещение зачастую бывает тихим. А при его отсутствии надеяться на визуальное информирование не стоит: плохое обслуживание информационных систем и отсутствие контроля за их работой приводит к тому, что на табло отображаются разные символы и иероглифы.
Трамвайные маршруты также обслуживаются МКП «Тулгорэлектротранс». Стоит отметить, что при наличии самого старого парка подвижного состава, депо вагоны обслуживает регулярно, поскольку во всех вагонах, где есть информационные системы, звуковые и визуальные информаторы работают! Если же вагон в виду своего возраста информационной системой не обеспечен, звуковое информирование при этом в нем осуществляется. За все время лишь несколько раз встречались вагоны, где не работает информатор, что критичным вряд ли является, ведь поломки оборудования в процессе эксплуатации тоже никто не отменял.
В городе также присутствует большое количество коммерческих перевозчиков. Поездку в маршрутке априори нельзя назвать комфортной и безопасной, при этом в большем количестве маршруток звуковые информаторы хоть и корявые, т.к. озвучены электронным голосом, но работают!
В современное время работа информаторов не требует от водителей каких-либо нажатий кнопок на каждой остановке. Водитель при выезде на линию лишь однократно должен выбрать нужный маршрут, а система в течение всего дня автоматически (по GPS-координатам) будет объявлять остановки и менять рейсы. Даже при том, что весь процесс автоматизирован и каких-либо усилий и затрат не требует, информаторов в большей части транспорта Тулы как не было, так и нет…
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы повторить, что информирование пассажиров об остановках по маршруту следования обязательно должно быть реализовано в каждой единице общественного транспорта, а также обратиться ко всем причастным.
Руководству МКП «Тулгорэлектротранс» необходимо уделить работе информаторов и электронных табло огромное внимание! Ведь в части транспорта, который обслуживает данный перевозчик, информаторы настроены и работают. А раз не во всем транспорте информируют пассажиров, то нужно усилить контроль за работой IT-отдела (в части обеспечения каждой единицы транспорта исправной работой информационной системы) и службы эксплуатации (в части необходимости использования табло и информаторов каждым водителем предприятия).
Руководству ООО «Тульская ТК» необходимо обеспечить работу информаторов в своих автобусах, ведь для этого не требуется никаких затрат и надо всего лишь настроить навигаторы, оснащенные функцией звукового информирования пассажиров.
Другим коммерческим перевозчикам хотелось бы пожелать не останавливаться на достигнутом и дооснастить все оставшиеся маршрутки звуковыми информаторами, ведь именно в маршрутках пассажирам ориентироваться на местности труднее всего (тонированные стекла, низко расположенные окна по отношению к стоящим пассажирам и т.д.).
Администрации города Тулы и Министерству транспорта Тульской области необходимо взять вопрос работы систем звукового и визуального информирования пассажиров в общественном транспорте на особый контроль. Пассажиры, оплачивающие услугу перевозки, должны получать качественный сервис и комфортные условия в поездке. Очень не хочется, чтобы в данном вопросе Тула отставала от других городов нашей страны, да и в целом от всего цивилизованного мира.
Ну, а тулякам и гостям города хочется пожелать хорошего настроения и комфортных поездок!