Копался я тут недавно в своей старой флешке, и нашел интереснейший документ. Открыл я его... И, что называется, с головой погрузился в чтение. Статья, написанная моим другом и просто талантливым человеком, Вадимом Ардашевым. Тогда он запрещал мне публиковать эту статью в связи с передачей эксклюзивных прав Калужскому журналу "Крутящий момент". Сейчас его высочайшее разрешение было получено, и я публикую сей документ на портале. Благодаря ему, уважаемые читатели могут на секунду почувствовать себя штурманом раллийной машины, и хоть немного прикоснуться к такому далекому и чуждому для портальцев миру раллийных гонок...
Ведь рукописи не горят, правда же?
Да, и кстати, фото не будет. Мой компьютер такой секретный, что отказывается загружать фото.
Итак (пунктуация сохранена):
- Правый один. Бров. На левый два. Финиш. Сто. Правый два…
Но еще до того, как я успел договорить эту скороговорку, нас начало «крестить». Дальше был сход с трассы, кусты, бетонный ливнесток. Глухой удар. И наша «боевая» Альмера замирает в 30 метрах до финиша, надежно перегородив трассу второго спецучастка ралли «Предгорья Кавказа 2014».
Двигатель всё-таки запустился, но, не смотря на старания пилота, автомобиль не двигался с места. Привод или всё же колесо потеряли?
- Чего сидишь?!!.. Беги со знаком!!! У меня дверь заклинило.
Я хватаю знак SOS/OK и опрометью мчу назад по СУ, ведь всего в минуте позади нас очередной экипаж пытается выжать максимум из себя и своего автомобиля.
Вот так закончился мой первый старт в ралли в качестве штурмана. А началось всё немножко раньше.
В свободное от работы время я фотографирую, и в основном – фотографирую именно автоспорт. Постоянные читатели «Крутящего момента» уже не раз встречали мои снимки на страницах журнала. И вот, после очередной выездной съемки на ралли «Ростов Великий 2014» мне позвонил мой знакомый пилот Игорь Лятыцкий и предложил поехать с ним штурманом «на 1-2 южные гонки». Его постоянный штурман, а по совместительству жена, не смогла поехать и правое кресло освободилось. Итак, в конце сентября на берегу Черного моря начался мой штурманский опыт.
Зачем штурман в ралли?
Иногда даже люди, хорошо знакомые с кольцевыми видами автоспорта, очень поверхностно понимают значение штурмана в ралли.
В отличие от любых кольцевых автогонок, раллийный экипаж едет по дороге, которую они видят – ну, конечно не в первый, но в третий раз точно. За день-два до начала очередной гонки пилот и штурман на обычной, «гражданской» машине производят ознакомление с трассой ралли. Экипаж едет по трассе будущей гонки, пилот диктует, а штурман записывает весьма подробное описание трассы ралли. На языке раллистов это называется «записать стенку». «Стенка», т.е. стенограмма – это символическое описание трассы будущей гонки. Именно это описание штурман будет зачитывать пилоту в ходе гонки.
Можно ли обойтись без стенограммы? Ну, в принципе, конечно можно – ехать «на глаза». Но рассчитывать при этом на хорошее время прохождения трассы не стоит. Попробуйте запомнить 30км очень извилистой дороги, содержащей пару сотен поворотов, и это не считая горок, трамплинов, подбросов и т.п. Когда пилот не знает, чем заканчивается очередной «прямик» - небольшим плавным правым поворотом, или практически разворотом вправо – то поддерживать максимальную скорость просто не возможно.
И каково быть внутри?
Первое, что наверное чувствует любой, особенно начинающий, штурман – ответственность. Конечно, автомобилем управляет пилот – руками и ногами. А штурман – по сути – управляет пилотом своим голосом. Ошибиться – перепутать направление поворота, его крутизну, или попросту спутать его с другим – который был раньше, или будет позже – всё это может привести к очень печальным последствиям. Если скорость или дорога позволяют – пилот может скорректировать ошибку штурмана. А если нет? Сход? Повреждение автомобиля? Проигрыш гонки? Травмы экипажа?
Но почти гарантированно каждая ошибка штурмана приводит к потерям времени: пилот подстраховывается, едет медленнее, оставляет себе запас для маневра. Поэтому очень небольшое количество пилотов готово делить гоночный кокпит со штурманами-«первоходами».
Второе чувство – страх. Скажем так, не много взрослых мужчин готовы честно признаться в том, что им страшно. Если вы водитель, то вам наверняка знаком «страх пассажира», который произрастает из недоверия к умениям, навыкам того человека, который сидит за рулем. Многим водителям даже в маршрутках ездить некомфортно. А теперь представьте, что вы – да в шлеме, да в ремнях, да в каркасе – но по обычной грунтовой или гравийной дороге мчите прямо и ощутимо вниз, перед вами еще около 50 метров дороги, а за ней – десятиметровый обрыв и сине-зеленые осенние воды Черного моря. И вот за эти 50 метров надо оттормозится с весьма приличного хода и суметь повернуть направо на 90 градусов всё по тому же грунту-гравию с небольшой колейностью в самом повороте, чтобы более спокойно поехать вдоль этого самого обрыва.
Или вы сидите в автомобиле, который изо всех сил разгоняется по очень крутому подъему, приближается к вершине, вы видите перед капотом только небо… Да, у вас в руках стенограмма, и в ней черным по белому написано что будет за этим перевалом, но слабенькое сомнение где-то в глубине души всё же не отпускает.
В такие моменты дыхание замирает, а желудок и сердце уходят в пятки.
Что еще?
Жаль, у меня не было с собой камеры, но я попробую всё же нарисовать вам палитру этих чувств.
Вечер. Начало октября. Таманский полуостров. Низкое закатное солнце едва пробивается из-за большого облака над сопкой справа от нас. Мы едем к третьему не сегодня спецучастку. Широкая гравийная дорога идет вдоль виноградников. Местами на дороге лежат поваленные недавним штормом небольшие деревья. Закат по-привычке окрасил все вокруг в теплые красноватые оттенки. Перед нами еще два раллийных экипажа. Ветер уносит густые хвосты пыли от впередиидущих машин.
Мы останавливаемся перед пунктом Контроля Времени в ожидании «своей» минуты. Шутим с пилотом «ни о чем», пытаясь снять нервное напряжение перед стартом. Вот уже следующий перед нами автомобиль встает на старт. Его пилот – молодой парень – постепенно, почти синхронно с обратным отсчетом – усиливает нажатие на педаль акселератора. Мотор раскручивается, чем-то напоминая набор оборотов двигателя «Боинга». Старт! В кубах пыли тёмно-синий Рено исчезает за правым поворотом.
Теперь наша очередь. Судья возвращает контрольную карту, желает счастливого пути. Затягиваем ремни, включаем интерком. 5-4-3-2-1…
- Правый один длинный. Пятьдесят…
Что дальше?
За минувшую неделю за плечами нашего экипажа более тысячи километров по горным и степным дорогам. Но финальные 110 км еще ждут нас завтра.
Пилот спит. Механик возится в интернете.
Ралли продолжается!