Поход по тому или иному музею всегда предполагает долгое хождение по этажам, бесконечный осмотр экспонатов и не всегда интересные комментарии экскурсовода. Третьяковка, Эрмитаж — все это уже давно изучено и очередной поход по их залам не захватывает дух так, как в первый раз. Что уж говорить, даже к нашему передовому «шлему» все привыкли. Чего в таком случае ожидать от музея, который находится в глубинке буквально — глубоко в поле?
Ожидать можно многого, но недооценивать ни в коем случае нельзя: ведь Музей Куликовской битвы способен не на шутку увлечь своего посетителя и заставить еще долго изучать себя.
Стоя у стойки администрации при входе музейные залы, думаешь об одном: сейчас будет то, что видел уже тысячу раз. Но вот подходит экскурсовод, и сомнения потихоньку рассеиваются. Первый большой зал: «Битва и битвы». Дух замирает. С обеих сторон на тебя смотрят великие воители разных эпох. Вот грозный князь Ягайло II скрестил мечи. За ним — валькирия Жанна д’Арк. Не живые, конечно, в миниатюре даже, но эффект создают должный.
— Зал носит такое название потому, что в каждой большой битве есть Куликовская, — поясняет наш экскурсовод.
И ведь действительно, если Ягайло еще как-то к битве имел отношение, то д’Арк-то тут что забыла? А кто там? Ба! Да это же кавалерист 1812 года и летчик из 1943-го! Все дело в идее. Как сказала гид, в каждом масштабном сражении, будь то Грюнвальдская битва, сражения под Бородино и на Прохоровском поле, есть часть битвы Куликовской. Идея хороша, интересна. Ей подчинено экспозиционное решение зала. Например, посетителю интересно узнать, чем Ягайло прославился. Рядом с каждым из воителей — большие интерактивные планшеты. В них — масса информации, любой может узнать детали той или иной битвы, поближе познакомиться с воеводами и много чего еще открыть для себя. Хочется остановиться рядом с каждым таким интерактивным кладезем подольше, прочитать всю информацию, но предводитель экскурсии зовет дальше.
Если после зала «Битвы и битв» посетители остаются просто под впечатлением, то интерактивная лента времени в зале «Русь и Орда. История противостояния» заставляет, как пишут в плохих книжках, их челюсти отвиснуть до самого пола. Ничего страшного, пол-то с подогревом. Изогнутая дугой таблица с датами занимает несколько метров, вдоль нее можно пройтись. История здесь на расстоянии полуметра от тебя, в прямом смысле. Просто протяни руку и нажми на дату: проектор выведет на стену карту с местом сражения, выдаст цитату из летописи, характеризующую событие.
Напротив ленты — два больших компьютерного вида экрана. На одном крутится знаменитая шапка Мономаха (не сама, конечно, ее 3-D модель). Второй посвящен татарскому быту. Модели проецируются по принципу системы зеркал: так создается объем, возможность рассмотреть виртуальные предметы со всех сторон. Экраны тоже интерактивны. В них даже игры есть. Есть чем занять самых маленьких, пока взрослые изучают ленту.
Завороженный изучением содержимого планшетов, не сразу слышишь голос рассказчика, повествующий о битве. Оглядываешься — а на стене поле и птицы кружат! Это очередной
проектор, луч которого исходит из противоположной стены над двумя круглыми креслами. Сел в аудиокресло, настроил громкость вещателя и очутился в закатном поле, над которым птицы кружат. Провалился в историю.
Но группа двигается вперед. Найти ее помогают воины, идущие на битву. Сосредоточенно, в полном боевом вооружении, русичи идут нечисть рубить вдоль музейного коридора. Вернее, не идут, их изображение передают восемь проекторов, умело скрытых под потолком первого этажа. И ты тоже встаешь в строй, поступь становится широкой — ритм задают черно-белые полосы пола. Позади тебя — Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Чуть вернувшись, можешь стать свидетелем благословления князя старцем на битву.
— Ну где вы ходите? Вас ждем, — говорит отправленный на поиски отбившихся от экскурсионной группы коллега.
Наш сопровождающий открывает дверь в зал археологических находок — просторное прямоугольное помещение, в котором представлены 74 экспоната, найденных в ходе раскопок. Рассматриваешь подточенные временем и землей наконечники — настоящие реликвии Куликова поля. И вдруг — полная темнота. Звучащий низкий голос не оставляет выбора — иного пути, как дать бой, у нас не остается. Зал озаряется светом, и ты -оказываешься в гуще событий. С одной стороны — наши, то есть ратники Дмитрия Донского, с другой — Мамай со своим воинством. и солдатами. Вокруг — сражение, только голову успевай поворачивать да от стрел с копьями уклоняться. В полной мере ощущаешь битву, крутишься, чтобы успеть увидеть все. Звуки боя затихают. Битва свершилась. Загорается свет. Мы в том же небольшом зале, но теперь замечаешь четыре экрана: это с помощью них нас опять просто бросили в историю.
— Это было «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение». Так называется наша экспозиция. Это — кульминация всей нашей экскурсии. Новым прочтение — потому, что наша версия основана на фактах, реальных фактах от именитых ученых, поясняет наш проводник по музею.
Ну, думаешь, такой «ход» трудно переплюнуть. Что дальше? Идем на минус первый этаж. Спускаемся в основание и осмысливаем пережитое. Благо, есть возможность задать вопросы специалистам. — Экраны, мониторы, планшеты, тут столько всего. Как все это соединяется?
— Километры витой пары, — объясняет it-специалист музея.
— А звук с изображением? Ну, как на первом этаже. Как удается достичь синхронизации?
— Это все заслуга «крамеров» — устройств, что позволяют передавать картинку и звук. Тут почти всё на них.
— Даже телевизионный зал, там, где сражение?
— Нет, там работает отдельный компьютер. Очень мы намучились с нарезкой фильма, чтобы получился должный эффект. Да и вообще в техническом плане первый этаж — сплошные задачки для местных айтишников.
На минус первом этаже, как оказалось, находится самое интересное. Огромный подземный зал условно поделен на пять отдельных секций. В центре — огромная стеклянная пирамида, внутри которой детальная реконструкция сражения. На панели — несколько кнопок, нажав на которые посетитель может «включить» определенный этап битвы, движения войск и т. д. Особенно здорово для тех, кто любит военную тактику, ведь таким образом можно буквально прожить всю битву.
От пирамиды гид движемся в военный зал. Здесь представлено разного рода вооружение. Но особый интерес у посетителей, в том числе и у нас, вызывают два устройства — боевые луки. Абсолютно каждый желающий (в том числе и самый маленький) может из них «выстрелить», натянув настоящую тетиву. Особое устройство, измеряющее силу натяжения, ну, и ваше мастерство решат, будете ли вы зачислены в полк или «царевна-лягушка так и станется в девках».
Если страсть к оружию ближнего боя сильнее страсти к оружию дальнобойному, можно попробовать поднять щит или часть другого снаряжения русского война. Тяжелую, надо сказать.
После того, как все члены группы наигрались с луком и убедились в своих физических возможностях, нам выпала честь поговорить с участниками битвы! Даже такое тут возможно. Напротив «кабинета историка» висят два портретного размера интерактивные планшеты, позволяющие «включить» одного из участников события и послушать, что он говорит.
— …ну, а я? Разве я не великий хан?! — раздается голос Мамая из трубки, когда я снимаю ее.
Сразу вспоминаешь, что рассказывал о Мамае экскурсовод: и ханом-то он не был, хотя и считал себя чингизидом, прямым потомком Чингисхана. Вот до чего техника дошла -Мамай может пожаловаться на жизнь посетителям музея. Конечно, устами актера, играющего исторический персонаж.
Следующие два зала должны заинтересовать тех посетителей, кто любит с анатомической точностью препарировать исторические события. Залы Биологии и Науки дают посетителям представление о флоре, фауне и особенностях жизни людей на куликовом поле много веков назад.
Вот «Усьтинский археологический комплекс». Нажмешь на кнопку «демонстрация» на панели — деревня оживает: восходит солнце, люди начинают работать, коровы мычат и т. д. Что называется, «залипательная» штука.
Зеленый зал Биологии — это возможность посмотреть на почву местных земель, на пыльцу местных растений. Перед витриной с растениями нарисован круг. Экскурсовод советует:
— Встаньте в него.
Встаю. Стекло витрины внезапно затемняется, и на его месте появляются показатели и характеристики растения, перед которым я только что встал. Удобно. И гида в случае чего звать не надо.
В паре метрах от «умного стекла» размещен еще один экран: ткнул пальцем в растения, представленные на экране, — получи о нем отдельную информацию. Интерактивное взаимодействие осуществляется с помощью прибора для захвата движений.
— Это датчик для захвата движений типа как на игровых консолях?
— Все проще. Это Kinect, — объясняет it-специалист. — Он же от Microsoft, очень удобно.
Остается один зал. Зал Воинской славы. Несмотря на долгие блуждания по этажам, группа все еще свежа и весела. А интерактивные игрушки все еще не думают заканчиваться.
— Мы стоим рядом с планшетом, показывающим локализацию Куликова поля, — подытоживает наш гид. — Вы можете выделить любой участок и увидеть, какие предметы можно там отыскать. Данные основаны на работах ученых, так что сомневаться в достоверности информации не приходится. Все новые данные мы заносим в компьютер.
Удивил музей. Помимо огромного количества исторически ценных данных, находок и исследовательской информации, он оказался полон интерактивных вещей. Причем, на любой вкус — и чтоб ребенка увлечь, и чтоб взрослый для себя вынес что-то новое. Бесспорно, это исключительный музей, аналогов которому, наверное, нет. Музей Куликовской битвы дает настоящую возможность в прямом смысле слова погрузиться в историю. Ну, а если задуматься о средствах, которые вкладывались и продолжают вкладываться в комплекс,? На этот вопрос сполна ответил заведующий музеем Олег Вронский:
— Есть вещи, денег на которые жалеть нельзя. Это сакральные вещи.
Вадим Тонгалюк, студент 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.
Фото Ольги Панькиной.