1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Куликово поле
  5. Музей Куликовской битвы. Новое прочтение - Блог «Куликово поле» – Фотогалерея, фото 4 - MySlo.ru
  6. Музей Куликовской битвы. Новое прочтение - Блог «Куликово поле» – Фотогалерея, фото 4 - MySlo.ru
  7. Музей Куликовской битвы. Новое прочтение - Блог «Куликово поле» – Фотогалерея, фото 4 - MySlo.ru
Музей Куликовской битвы. Новое прочтение

Музей Куликовской битвы. Новое прочтение

Поход по тому или иному музею всегда предполагает долгое хождение по этажам, бесконечный осмотр экспонатов и не всегда интересные комментарии экскурсовода. Третьяковка, Эрмитаж — все это уже давно изучено и очередной поход по их залам не захватывает дух так, как в первый раз. Что уж говорить, даже к нашему передовому «шлему» все привыкли. Чего в таком случае ожидать от музея, который находится в глубинке буквально — глубоко в поле?

Ожидать можно многого, но недооценивать ни в коем случае нельзя: ведь Музей Куликовской битвы способен не на шутку увлечь своего посетителя и заставить еще долго изучать себя.

Стоя у стойки администрации при входе музейные залы, думаешь об одном: сейчас будет то, что видел уже тысячу раз. Но вот подходит экскурсовод, и сомнения потихоньку рассеиваются. Первый большой зал: «Битва и битвы». Дух замирает. С обеих сторон на тебя смотрят великие воители разных эпох. Вот грозный князь Ягайло II скрестил мечи. За ним — валькирия Жанна д’Арк. Не живые, конечно, в миниатюре даже, но эффект создают должный.

— Зал носит такое название потому, что в каждой большой битве есть Куликовская, — поясняет наш экскурсовод.

И ведь действительно, если Ягайло еще как-то к битве имел отношение, то д’Арк-то тут что забыла? А кто там? Ба! Да это же кавалерист 1812 года и летчик из 1943-го! Все дело в идее. Как сказала гид, в каждом масштабном сражении, будь то Грюнвальдская битва, сражения под Бородино и на Прохоровском поле, есть часть битвы Куликовской. Идея хороша, интересна. Ей подчинено экспозиционное решение зала. Например, посетителю интересно узнать, чем Ягайло прославился. Рядом с каждым из воителей — большие интерактивные планшеты. В них — масса информации, любой может узнать детали той или иной битвы, поближе познакомиться с воеводами и много чего еще открыть для себя. Хочется остановиться рядом с каждым таким интерактивным кладезем подольше, прочитать всю информацию, но предводитель экскурсии зовет дальше.

Если после зала «Битвы и битв» посетители остаются просто под впечатлением, то интерактивная лента времени в зале «Русь и Орда. История противостояния» заставляет, как пишут в плохих книжках, их челюсти отвиснуть до самого пола. Ничего страшного, пол-то с подогревом. Изогнутая дугой таблица с датами занимает несколько метров, вдоль нее можно пройтись. История здесь на расстоянии полуметра от тебя, в прямом смысле. Просто протяни руку и нажми на дату: проектор выведет на стену карту с местом сражения, выдаст цитату из летописи, характеризующую событие.

Напротив ленты — два больших компьютерного вида экрана. На одном крутится знаменитая шапка Мономаха (не сама, конечно, ее 3-D модель). Второй посвящен татарскому быту. Модели проецируются по принципу системы зеркал: так создается объем, возможность рассмотреть виртуальные предметы со всех сторон. Экраны тоже интерактивны. В них даже игры есть. Есть чем занять самых маленьких, пока взрослые изучают ленту.

Завороженный изучением содержимого планшетов, не сразу слышишь голос рассказчика, повествующий о битве. Оглядываешься — а на стене поле и птицы кружат! Это очередной

проектор, луч которого исходит из противоположной стены над двумя круглыми креслами. Сел в аудиокресло, настроил громкость вещателя и очутился в закатном поле, над которым птицы кружат. Провалился в историю.

Но группа двигается вперед. Найти ее помогают воины, идущие на битву. Сосредоточенно, в полном боевом вооружении, русичи идут нечисть рубить вдоль музейного коридора. Вернее, не идут, их изображение передают восемь проекторов, умело скрытых под потолком первого этажа. И ты тоже встаешь в строй, поступь становится широкой — ритм задают черно-белые полосы пола. Позади тебя — Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Чуть вернувшись, можешь стать свидетелем благословления князя старцем на битву.

— Ну где вы ходите? Вас ждем, — говорит отправленный на поиски отбившихся от экскурсионной группы коллега.

Наш сопровождающий открывает дверь в зал археологических находок — просторное прямоугольное помещение, в котором представлены 74 экспоната, найденных в ходе раскопок. Рассматриваешь подточенные временем и землей наконечники — настоящие реликвии Куликова поля. И вдруг — полная темнота. Звучащий низкий голос не оставляет выбора — иного пути, как дать бой, у нас не остается. Зал озаряется светом, и ты -оказываешься в гуще событий. С одной стороны — наши, то есть ратники Дмитрия Донского, с другой — Мамай со своим воинством. и солдатами. Вокруг — сражение, только голову успевай поворачивать да от стрел с копьями уклоняться. В полной мере ощущаешь битву, крутишься, чтобы успеть увидеть все. Звуки боя затихают. Битва свершилась. Загорается свет. Мы в том же небольшом зале, но теперь замечаешь четыре экрана: это с помощью них нас опять просто бросили в историю.

— Это было «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение». Так называется наша экспозиция. Это — кульминация всей нашей экскурсии. Новым прочтение — потому, что наша версия основана на фактах, реальных фактах от именитых ученых, поясняет наш проводник по музею.

Ну, думаешь, такой «ход» трудно переплюнуть. Что дальше? Идем на минус первый этаж. Спускаемся в основание и осмысливаем пережитое. Благо, есть возможность задать вопросы специалистам. — Экраны, мониторы, планшеты, тут столько всего. Как все это соединяется?

— Километры витой пары, — объясняет it-специалист музея.

— А звук с изображением? Ну, как на первом этаже. Как удается достичь синхронизации?

— Это все заслуга «крамеров» — устройств, что позволяют передавать картинку и звук. Тут почти всё на них.

— Даже телевизионный зал, там, где сражение?

— Нет, там работает отдельный компьютер. Очень мы намучились с нарезкой фильма, чтобы получился должный эффект. Да и вообще в техническом плане первый этаж — сплошные задачки для местных айтишников.

 

На минус первом этаже, как оказалось, находится самое интересное. Огромный подземный зал условно поделен на пять отдельных секций. В центре — огромная стеклянная пирамида, внутри которой детальная реконструкция сражения. На панели — несколько кнопок, нажав на которые посетитель может «включить» определенный этап битвы, движения войск и т. д. Особенно здорово для тех, кто любит военную тактику, ведь таким образом можно буквально прожить всю битву.

От пирамиды гид движемся в военный зал. Здесь представлено разного рода вооружение. Но особый интерес у посетителей, в том числе и у нас, вызывают два устройства — боевые луки. Абсолютно каждый желающий (в том числе и самый маленький) может из них «выстрелить», натянув настоящую тетиву. Особое устройство, измеряющее силу натяжения, ну, и ваше мастерство решат, будете ли вы зачислены в полк или «царевна-лягушка так и станется в девках».

Если страсть к оружию ближнего боя сильнее страсти к оружию дальнобойному, можно попробовать поднять щит или часть другого снаряжения русского война. Тяжелую, надо сказать.

После того, как все члены группы наигрались с луком и убедились в своих физических возможностях, нам выпала честь поговорить с участниками битвы! Даже такое тут возможно. Напротив «кабинета историка» висят два портретного размера интерактивные планшеты, позволяющие «включить» одного из участников события и послушать, что он говорит.

— …ну, а я? Разве я не великий хан?! — раздается голос Мамая из трубки, когда я снимаю ее.

Сразу вспоминаешь, что рассказывал о Мамае экскурсовод: и ханом-то он не был, хотя и считал себя чингизидом, прямым потомком Чингисхана. Вот до чего техника дошла -Мамай может пожаловаться на жизнь посетителям музея. Конечно, устами актера, играющего исторический персонаж.

Следующие два зала должны заинтересовать тех посетителей, кто любит с анатомической точностью препарировать исторические события. Залы Биологии и Науки дают посетителям представление о флоре, фауне и особенностях жизни людей на куликовом поле много веков назад.

Вот «Усьтинский археологический комплекс». Нажмешь на кнопку «демонстрация» на панели — деревня оживает: восходит солнце, люди начинают работать, коровы мычат и т. д. Что называется, «залипательная» штука.

Зеленый зал Биологии — это возможность посмотреть на почву местных земель, на пыльцу местных растений. Перед витриной с растениями нарисован круг. Экскурсовод советует:

— Встаньте в него.

Встаю. Стекло витрины внезапно затемняется, и на его месте появляются показатели и характеристики растения, перед которым я только что встал. Удобно. И гида в случае чего звать не надо.

В паре метрах от «умного стекла» размещен еще один экран: ткнул пальцем в растения, представленные на экране, — получи о нем отдельную информацию. Интерактивное взаимодействие осуществляется с помощью прибора для захвата движений.

 

— Это датчик для захвата движений типа как на игровых консолях?

— Все проще. Это Kinect, — объясняет it-специалист. — Он же от Microsoft, очень удобно.

Остается один зал. Зал Воинской славы. Несмотря на долгие блуждания по этажам, группа все еще свежа и весела. А интерактивные игрушки все еще не думают заканчиваться.

— Мы стоим рядом с планшетом, показывающим локализацию Куликова поля, — подытоживает наш гид. — Вы можете выделить любой участок и увидеть, какие предметы можно там отыскать. Данные основаны на работах ученых, так что сомневаться в достоверности информации не приходится. Все новые данные мы заносим в компьютер.

 

Удивил музей. Помимо огромного количества исторически ценных данных, находок и исследовательской информации, он оказался полон интерактивных вещей. Причем, на любой вкус — и чтоб ребенка увлечь, и чтоб взрослый для себя вынес что-то новое. Бесспорно, это исключительный музей, аналогов которому, наверное, нет. Музей Куликовской битвы дает настоящую возможность в прямом смысле слова погрузиться в историю. Ну, а если задуматься о средствах, которые вкладывались и продолжают вкладываться в комплекс,? На этот вопрос сполна ответил заведующий музеем Олег Вронский:

— Есть вещи, денег на которые жалеть нельзя. Это сакральные вещи.

 

Вадим Тонгалюк, студент 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.

Фото Ольги Панькиной.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

27 ноября 2017, в 10:22 +5

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Улыбайтесь, за вами наблюдают!
Улыбайтесь, за вами наблюдают!
Зачем Куликово поле сажает лес
Зачем Куликово поле сажает лес

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.