Друзья! Сегодня вашему вниманию
новый гульбарий от Леры Nebeskи Артамоновой, побывавшей в Ивангородской крепости, со стен которой виден Нарвский замок...
Для полного погружения Лера настоятельно рекомендует
перед началом чтения поставить эти треки...
http://pleer.com/tracks/8048316sqMf
http://pleer.com/tracks/804835653kg
Давным-давно, во времена не спокойные, смутные времена, правил землей русской царь Иван III. И владел он землями богатыми, да обширными. И на земли эти кто только не зарился. Но паче всех теснили границы русские- Ливонцы. Путь торговый по реке Нарове, открывающий все моря и окияны, покоя вражам не давал. И имела земля Ливонская опору в притязаниях своих- крепость великую. Замок Германа, омываемый водами Наровы. Датчани в стародревние времена крепость по нуждам своим воздвигли, да и ушли не солоно хлебавши, продав земли эти Ливонцам. А Крепость та аккурат над водами, да берегами русскими нависала, грозила захватить их тот час. Решил тогда премудрый царь русский, в ответ на Ливонские притязания силою ответить, да приказал построить ответ наш весомый, крепость статную на Горе Девичьей, где Нарова бурная потоки поворачивает. Разделили шкуру лошадиную на полосы, да связали полосы эти одна за одной, чтобы границы будущие обвести по стенам. И вышла у них крепость четыреугольная, берега не повторяющая, не по традициям тогдашним выверенная. И обводили воды Наровы крепость с 3х сторон, а четвертую охранял гарнизон города Яма. Но бес толкнул под локоть, не иначе, строителей царских, когда крепость ту построили далёко от берега и захватили враги ее, не прошло и четырех зим. Но недолго Шведские вражины в крепости отсиживались, сбежали лишь завидив подмогу русскую от Яма спешившую. Урок сей не прошел даром для воевод наших и решили крепость увеличить, да слабости все ее устранить. Всего за лето воздвигли к востоку Большой Боярший город. Город этот огорожен четырьмя стенами, упирающимися в четыре же башни со шпилями высокими, да проходами глубокими. Башни те, да стены возведены по самым великим тогда знаниям. И ни одна твердыня поспорить с ними не могла бы. И не одну осаду крепость выдерживает, но мало этого воеводам нашим, продолжается стройка великая. Первая крепость обносится стенами высокими, к берегам опустившимися. И теперь уж и с Западу крепость не добыть. К северу же расширяют Боярший город, именуя новую опору Передним градом. Великие сии укрепления к месту приколачивают всяк их видавшего. Люди чудские восхищаются ансамблем могучим.
По ту же сторону Наровы башня Великого Германа следит за отрядами русскими. Но солдаты наши смеху ради, да тактически правильно стены Ивангородские поднимают. И снова Герман тянет шею-башню свою, заглянуть, что в Боярском граде делается, да наши опять стены докладывают, да кукиши показывают ливонцам соседским. А с нашей же стороны все дворы Нарвские проглядываются, ничто обзору не мешает.
Но то дела военные, а люд простой войны ни с кем не делал. Мудрые старцы ведают истории об ходе подземном под бурной Наровой. По ходу этому русские да ливонцы товарами менялись, берега соседние посещали, в семьи чужие входили. То ли дружбою мир хранили, то ли богатствами, старцам тому неведомо. А есть легенды куда древнее дружбы с иноземцами. Об Шведском офицере Индрике фон Беренгаупт, его красавице жене Ирен и сыне Зигфриде. Об чародейнице Ладе. Об несметных сокровищах, затаенных в переходах и башнях двух твердынь.
Столетиями крепости стояли, ветрами овеваемые, войнами обогряемые, людьми изменяемые. Смотрящие друг на друга через воды Наровы.
Времена древние, полусказочные, былинные. Заведомо правдиво-неизвестные. Были ли они? Бог рассудит. Но настали времена страшные, война великая. И пришли потомки тех царей Ливонских, а может и других чудей, чтоб стереть с лица земли народ русский. Дрогнули твердыни, построенные умами великими, да не на динамит, да авиабомбы рассчитанные. 700 лет простоявшие, но обратившиеся в прах за 4 зимы, что трепали плоть русскую захватчики иноземные. Боярший город, некогда кормивший и дававший жизнь обратили концлагерем для люда простого, башни, защитой служившие -погубили. Праведным чудом храмы крепостные уцелели, не иначе Лада сожженая слово замолвила. Но и те страсти проходят, жизнь жизнью обращается. И были стены построены вновь, башни не все ожили, но и их пора буде. И буде память храниться в шпилях-ласточкиных хвостах, в стену замурованных, заложенных; в арках и переходах между старыми стенами и новыми градами; в переходах башенных, по стенам проложенных; в ходах тайных, да подземельях затопленных. И буде память храниться в Великом Германе, после войны страшной, тоже не оправившемся. И будут люди и не будет больше крови в Нарову литься. И будет мост Дружбы, наведенный еще дедами дедов наших. И будут две твердыни стоять еще сотни зим, подглядывая во двОры друг к другу и кукиши ласково показывать.
Памятная табличка на одной из стен при входе.
Тропинка-вход через восточную стену.
Схема крепости.
Рисунок Ивангородской крепости 16-17 века.
Остатки и восстановление самой первой четырехугольной крепости.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы -16 век (ближе справа), Никольская церковь 15 век (дальше слева).
Вид на бывший Боярший город. Точка съемки-восточная стена, почти полностью разрушенная во время немецких обстрелов.
В Бояршем городе находится сцена-проводят исторические реконструкции, концерты.
План крепостей, 17 век. Слева- Нарвская, справа Ивангородская.
Многие башни открыты для посещения.
Эхо войны. Гаубица конца 19 века.
Окно в Европу. Из бойницы Ивангородской крепости.
Кокетливо выглядывающий Герман.
А теперь фотовзгляд на эстонскую сторону
и Нарвский замок...
Нарвская крепость собственной персоной. Слева - в прошлом жилые дворы и казармы, часть справа до нынешних пор не дожила...
Мост Дружбы - нейтральная территория между Россией и Эстонией.
Кстати, хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите на [email protected]. И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)