1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Места
  5. Вечная молодость тульского велотрека - MySlo.ru
Вечная молодость тульского велотрека
Чемпионат России 1922 г. Видна двухярусная трибуна старого трека

Вечная молодость тульского велотрека

Тульский трек наконец обрел крышу над головой. Несмотря на сто с лишним лет истории, он вновь помолодел, пережив уже шестую реконструкцию за время своего существования.

По образцу трека в Сокольниках

О том, как все начиналось, написано много. В марте 1896 года Тульское общество велосипедистов обратилось в городскую Думу с ходатайством «об отводе в пользу Общества на 10−12 лет участка земли, находящегося по левую сторону Киевского шоссе, после водонапорной башни… в количестве двух десятин для устройства циклодрома».
 
Почему циклодром? Потому что и сами велогонщики тогда были циклистами, которые ездят не на велосипедах, а на би-циклах. Иногда, для разнообразия, циклистов именовали ездоками.
 
Тульское общество велосипедистов отказа не имело. Дума уже через пять дней сочла возможным удовлетворить ходатайство и предоставить участок земли сроком на 10 лет. Правда, с оговоркой, что если участок зачем-то городу понадобится, он должен быть возвращен в городское пользование раньше срока.
 
Первый циклодром имел скорее символический вид — земляные виражи, да на прямых — обычные доски. Рядом места для зрителей и светильники.
 
1 сентября 1896 года состоялось открытие циклодрома Тульского общества велосипедистов. Губернатор Владимир Шлиппе поздравил велосипедистов и перерезал ленту, протянутую через циклодром. После молебна состоялись первые гонки с участием ездоков из Тулы, Калуги и Орла. Заезд на три версты со временем 6 минут 22 секунды выиграл туляк А. Лехельт — сын известного в городе владельца колбасного магазина.
 
Новинка прижилась, и через год циклодром решено было перестроить по образцу только что открытого Московским кружком велосипедной езды трека в Сокольниках. Это было самое современное спортивное сооружение того времени. Трек длиною в треть версты был сделан согласно последним требованиям гоночной техники, имел полуциркулярную форму с виражами по системе инженера Корню с дорожками из штетинского цемента, изящный павильон с буфетом и залом для танцев рядом с полотном и, самое главное, он был электрифицирован. В Туле в 1897 году об электрификации можно было только мечтать.
 
Однако в 1900 году Московский кружок велосипедной езды обанкротился, и помпезный циклодром был отправлен на слом. А его тульский собрат жил и набирал популярность. Настолько, что за право быть его владельцем существовала немалая конкуренция.
 
Тульское общество велосипедистов тоже не смогло вовремя расплачиваться с управой за выделенный кусок земли.
И вот 2 марта 1901 года различные строения на циклодроме, принадлежащем обществу велосипедистов, по распоряжению Тульского окружного суда были пущены с аукциона. Их приобрел на снос тульский купец Иван Грибанов. Однако, поразмыслив, решил оставить строения впрок. Управа потребовала от Грибанова немедленно выполнить взятые на себя обязательства и в двухнедельный срок снести все постройки или заключить договор на аренду по 25 копеек за сажень. По-прежнему имея в виду, что «участок может скоро понадобиться городу».
 
В 1901 году циклодром еще находился в ведении детского отдела городского попечительства о бедных, а в 1902-м был приобретен Тульским обществом содействия физическому развитию. К этому времени здесь уже имелись не только дорожки для езды, но и «различные приспособления для гимнастики и подвижных игр». Общество обратило внимание управы на то, что занимаются здесь в основном учащиеся учебных заведений Тулы, причем бесплатно, и на этом основании, при явном недостатке средств, просило сложить обязательство уплачивать аренду. «Те же редкие дни, когда циклодром отдается под гонки, дают в общей сложности сумму, слишком недостаточную для содержания циклодрома. Вообще средства общества составляются лишь из случайных доходов, на которые нельзя рассчитывать. Что же касается пользы, которую приносит учащейся молодежи пользование циклодромом, то таковую едва ли можно отрицать». С просьбой согласились, но при условии, чтобы все учащиеся пользовались всегда бесплатным входом на циклодром.
 

Матч семи городов СССР на новом полотне

После 1917 года лишь в Туле оставался единственный действующий трек на всю Россию. На остальной территории республики шли боевые столкновения гражданской войны, было не до спорта, а Тула свою марку города, который не взял никакой неприятель, продолжала держать.
В 1918 году Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России.
Тульский трек, 1920-е годы. Видны низкие виражи того времени.
В 1924 году трек, как могли, подлатали, обновили трековую и беговую дорожки. Гаревая беговая дорожка была устроена внутри гоночного кольца, длиной 306 м и шириной 4 м.
 
Первую западную трибуну, а по тогдашней терминологии павильон, построили еще до революции. Во время заездов респектабельной публике подавали кофе и десерты. Однако мест для сидения было немного. Например, согласно инвентаризации 1925 года, на треке имелись павильон деревянный с железной крышей размером 56×15 аршин (аршин — около 70 см), с электрической проводкой внутри павильона и снаружи по второму этажу; сторожка деревянная с железной крышей размером 5×5 аршин, сарай деревянный, крытый железом, размером 5×8 аршин. Также на баланс была поставлена трековая бетонная дорожка, 406×59 саженей, вокруг которой была устроена оградительная решетка. Против павильона и рядом устроены места для сидения до 500 человек и 34 ложи по 4 места. Внутри стадиона — 250 мест. То есть, получается, можно было наблюдать за соревнованиями и внутри кольца.
 
В конце 30-х годов вновь возникла необходимость ремонта. Трек уже был морально устаревшим. Даже виражи имели разный наклон: южный — 23 градуса, северный — 21 градус. Слишком резким был и переход с виражей на прямую. Да еще возникали трудности при проведении самых зрелищных тогда видов гонок — за лидером. Мотоциклисты либо падали, разогнавшись до высокой скорости, либо рисковали вылететь за вираж, как в случае с мотористом Белоусовым в октябре 1917 года. На вираже он не смог притормозить, и его мотоциклет выбросило с трека. Моторист вместе с машиной пробил забор и грянулся об землю. Его подняли в бессознательном состоянии, со слабыми признаками жизни. Доставленный в Тулу несчастный Белоусов скончался от кровоизлияния в мозг.
 
Проект реконструкции трека выполнял тульский инженер Б. Г. Нестеренко, сам в прошлом гонщик. Открытие обновленного трека состоялось 30 июля 1939 года. Вместо винтажной, но неудобной старой западной трибуны соорудили новую, которую венчала, в духе времени, некая беседочка с колоннами, на долгое время ставшая одним из главных артефактов тульского трека. Именно на этой трибуне среди обычных зрителей сиживал Василий Сталин, когда приезжал в Тулу.
 
Даже в войну велогонки в Туле прерывались ненадолго.
 
Уже в 1943 году возобновилось проведение спортивных мероприятий. Правда, в программу соревнований, помимо гонок и гимнастических упражнений, включали прикладные виды — метание гранаты, штыковой бой. Первый послевоенный чемпионат СССР по велогонкам на треке был также отдан тулякам.
 
В 1952 году началась еще одна реконструкция. Полотно трека было заново покрыто цементом, увеличен угол наклона виражей, уточнена длина дорожки. Тренировки возобновились 10 июня 1953 года.
 
Трек после реконструкции 1953 года.
 
А через несколько дней прошли и первые соревнования — матч семи городов СССР: Москвы, Ленинграда, Риги, Тбилиси, Киева, Еревана и Тулы.
 

Самая масштабная реконструкция

В 1964 году начали строить восточную трибуну вместимостью пять тысяч зрителей. До того как-то обходились единственной западной. Все остальные зрители наблюдали за гонками с окружавших трек земляных валов. Буквально в паре метров от бортиков росли развесистые деревья, и все вокруг трека еще и утопало в зелени. Время от времени это приводило к казусам. Под болельщиками подламывались сучья деревьев, с которых они наблюдали за гонками. Как-то проломилась даже крыша склада стеклотары соседнего ликероводочного завода, которая вся была занята зрителями. Люди со страшным грохотом повалились вниз, прямо на ящики с пустыми бутылками.
 
В 1964 году построили еще одну трибуну — Восточную.
Тула еще тогда могла стать одним из первых, если не первым в СССР, городом с треком под крышей. Еще в ноябре 1960 года президиум федерации велоспорта СССР высказался за строительство зимних треков и принял решение ходатайствовать об оборудовании таких треков в Москве, Ленинграде, Киеве и Туле. Тула имела несомненное конкурентное преимущество перед столицами. Здесь на каждых гонках трибуны были забиты до отказа, и она по-прежнему считалась кузницей велосипедных кадров.
 
В конце 1966 года тульский обком партии уже направил письмо председателю Совета министров РСФСР Г. И. Воронову о выделении капиталовложений для строительства в Туле крытого велотрека стоимостью 2,5 млн рублей при долевом участии профсоюзов и сообщил о том, что есть уже индивидуальный проект и часть рабочих чертежей. Строительство предполагали начать в 1968 году.
 
Не срослось. Можно предположить, по причине того, что на стадионе затеяли строительство другого масштабного проекта — закрытого плавательного бассейна, а в городе полным ходом шло возведение нового здания драмтеатра. Просто не хватило финансирования.
 
1977 г. Праздник юбилея трека. Тогда еще считалось, что тульский циклодром построен в 1897 году.
 
Но пока мечтали о треке будущего, быстро стал разрушаться тот, что есть. На ездовом полотне появились трещины, местами обнажилась арматура. Начали разрушаться трибуны и подтрибунные помещения. Западную трибуну закрыли совсем. Под восточной не было условий даже для хранения велосипедов. В 1976 году прошел последний «Большой приз Тулы». А в 1982-м трек закрыли на реконструкцию, которая затянулась надолго.
Реконструкция трека. 1984 г.
Трек торжественно открыли 9 мая 1986 года. Предстал он в совершенно незнакомом, оголенном виде. Патриархальные деревья на виражах выкорчевали совсем, а склоны покрыли плиткой. Сделали подземный переход со стороны стадиона во внутреннее кольцо. Раньше участники соревнований, открыв дверцу в барьере, просто перебегали полотно, когда гонщики отъезжали подальше. Из-за того, что расширили дорожку, пришлось убрать нижние ряды на восточной трибуне.
 
На строительстве трека 1985−86 гг.
Сделали также новое, современное ездовое полотно по уникальной технологии, с применением бетона на напрягающем цементе НЦ-20. В его основании осталось старое полотно, на которое слоями положили чистейший речной песок, шифер, полиэтиленовую пленку, рубероид, арматуру, швеллер и только потом бетон. Если раньше на кольце было восемь температурных швов, теперь, впервые в мировой практике, их стало всего два. Угол наклона на вираже сделали в 39 градусов, длину дорожки увеличили до 333,33 метров.
 
Кольцо тихой езды, сделанное при реконструкции 1986 г.
 
В пакете с обновленным треком шло и кольцо тихой езды для тренировки и разминки спортсменов, устроенное в районе плавательного бассейна. Сделали кольцо на месте ручья с канализацией, неспешно журчащего здесь с момента создания стадиона. Ручей наконец-то убрали под землю, и теперь никто и не вспоминает, что он когда-то тут был. Кольцо тихой езды было шириной три метра, с асфальтовым покрытием.
 
Однако это нововведение не выдержало столкновения с окружающей действительностью. Сначала начали растаскивать доски с бортиков под дачные нужды окрестные жители, потом площадку стали использовать собачники, а затем все и вовсе пришло в запустение. Сейчас на этом месте уложены поля футбольной академии «Арсенала».
 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

21 декабря 2022, в 09:54 +5
Другие статьи по темам
Место
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Советский Новый год
Советский Новый год
Тульское такси: сто с лишним лет истории
Тульское такси: сто с лишним лет истории