Верной приметой весны в советские времена был не только прилет грачей, но и массовый исход представительниц прекрасного пола в парикмахерские.
ШЕСТИМЕСЯЧНАЯ ЗАВИВКА
С раннего утра там выстраивались огромные очереди из желающих сделать «химию» (7 р.) или «перманент» (3 р. 60 коп.), который многие фамильярно называли просто «шестимесячным» - именно столько времени на волосах сохранялся эффект «кудрявости».
«Химия» могла продержаться тоже довольно долго, но для этого должны были счастливо совпасть сразу несколько образующих ее факторов: мастерство парикмахера, качество химического состава и структура волос «жертвы». Однако чаще всего клиенток, выдержавших длительное томление под феном с намотанным на голову тюрбаном из простыней и полотенец, ждало разочарование. Вместе с деревянными палочками, которые проворно снимала мастер, голову покидали несколько прядей, отожженных ядреным химсоставом у самого корня. Бывали случаи, когда проплешины достигали огромных размеров, и замаскировать их мог только головной убор или парик, который можно было взять напрокат (!) в постижерной мастерской. Сколько слез было пролито бедными женщинами, сколько нервов попорчено... Но, как правило, суровые испытания не отбивали желания обрести заветные локоны: после недолгого периода реабилитации дамы отправлялись за новой порцией «химического адреналина»...
1971 год. Тульский Дворец культуры железнодорожников, конкурс парикмахерского мастерства.
Прическу делает 17-летняя Люба Романова. Любовь Николаевна и по сей день работает мастером в парикмахерской «Лола» (бывшая «Локон»).
КРАСОТА ПО ПРЕЙСКУРАНТУ
По непредсказуемости результата посещение со-ветской парикмахерской чем-то напоминало игру в «русскую рулетку». Можно было долго и подробно рассказывать мастеру, какую именно стрижку (прическу) вам хочется иметь, но это вовсе не значило, что она получится именно такой. Помню, мы с друзьями-студентами собрались отметить мой 20-й день рождения в ресторане. Решив удивить всех, я отправилась за красотой в салон-парикмахерскую: «Покрасьте меня в темно-русый цвет и причесочку молодежную сделайте, пожалуйста!»
Сначала я пыталась корректировать действия парикмахерши, но была быстро поставлена на место: «Не мешайте работать!» Через полтора часа из зеркала на меня с плохо скрываемым ужасом смотрела тетка лет сорока с прической «а-ля Терешкова» на волосах цвета темного шоколада... В сочетании с моей одеждой (тертые джинсы, кроссовки и мужская рубашка в клеточку) выглядело это исключительно гадко.
Не вступая в бессмысленные дебаты с мастером, я отдала в кассу 6 р. (в 1978 г. это были немалые деньги) и прямиком направилась к умывальнику, где смыла всю эту «красоту» к едрене фене. Краска, правда, была очень стойкая, и избавиться от нее удалось не скоро.
Когда мне было лет 7 от роду, заговорившаяся с подругой парикмахерша нечаянно ...надрезала ножницами мое ухо у самого основания. С той поры, как только во время стрижки этот инструмент начинает чикать около слухового отверстия, я рефлекторно стараюсь отстраниться. Боюсь.
Такие «вавилоны» сооружались при помощи шиньонов, которые в 60-е годы были большим дефицитом!
НАЧЕС! ЕЩЕ НАЧЕС!
Помните, какой прием использовался чаще всего для придания прическе объема? Правильно, начес! С его помощью настоящие мастера ухитрялись создавать из трех волосинок убедительную иллюзию буйной шевелюры. Правда, при отсутствии навыков, большей ее части можно было лишиться при расчесывании.
Где без начеса обойтись было никак нельзя, так это при сооружении сложных причесок типа «бабетта». Каждая составляющая ее прядь яростно начесывалась, поливалась лаком (если такового не было - сахарным сиропом) и закреплялась с помощью разнокалиберных шпилек, невидимок и заколок. Поверх - еще один, завершающий слой лака. Однако все эти меры не гарантировали прочности конструкции. Бывало, что «вавилоны» рушились, не дожив до момента появления их хозяйки на публике.
ГАРСОН И СЕССУН - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ
«Прически с названиями «Сессун», «Гарсон», «Надежда» почти одинаковы - отличаются только задом». (Объявление в парикмахерской).
В 1971 году известный мастер Видаль Сассун продемонстрировал стрижки, которые выполнялись только ножницами. К середине 70-х они добрались и до СССР. Тогда каждая вторая посетительница наших парикмахерских просила подстричь ее «под Сессун» или «под гарсон».
Однажды моя хорошая подруга, дочка состоятельных родителей, поехала в Москву, где ухитрилась проникнуть в святая святых советского парикмахерского искусства - салон «Чародейка». И там какой-то супер-пупермастер (его клиентами были знаменитые артисты и дикторы ЦТ) сделал ей НАСТОЯЩИЙ «Сессун», точь-в-точь, как у Мирей Матье. Волосок лежал к волоску, для укладки надо было лишь тряхнуть головой. Мы все ей страшно завидовали!
КРАСА НОГТЕЙ
Говоря о парикмахерских 60-80-х годов, нельзя обойти вниманием тогдашние маникюр и педикюр. По воспоминаниям знакомого мастера, им выдавали аптечную бутылку, наполненную прозрачным лаком для ногтей. Его разливали в маленькие флакончики и добавляли красители, чтобы получить хоть какие-то оттенки. Потом, правда, появились специальные лаки для ногтей, которые изготавливались на отечественных фабриках. Но были они качества невысокого, облезали чуть ли не через час после нанесения.
Когда в моду вошел перламутровый блеск, была придумана такая штука. Маникюрши покупали кондитерские эссенции и растворяли в них пуговицы из натурального перламутра (они продавались в галантерейных магазинах). Полученная жидкость наносилась не сразу на ногти, а третьим слоем поверх обычного лака. Хорошие, стойкие и красивые эмали и лаки импортного производства предприимчивые мастера покупали за свой счет. Не афишируя этот факт, они использовали их в работе, правда, клиенту такая услуга стоила дороже, чем было указано в прейскуранте: не 25 копеек, а 40-50.
Качественные ножницы и щипчики были на вес золота. У каждого «ногтевого» мастера был знакомый точильщик. Драгоценный инструмент доверялся толь-ко ему.
Как и сейчас, к хорошим маникюршам записывались заранее, они имели круг постоянных клиентов.