Самый длинный, интересный и разноплановый маршрут нам предложил туляк Алексей Евпятьев. Они путешествовали вдвоем с другом, поход занял 8 дней — отличный вариант для нестандартного отпуска!
- В арсенале у нас было два надёжных велосипеда, две резиновые лодки «Омега», одна гитара и куча полезного туристического скарба и еды, — рассказал Myslo Алексей. Карта маршрута: задействовано две географические области, одна федеральная трасса, две реки, пять видов транспорта: пеший, велосипедный, железнодорожный, гребной по воде, моторный по воде. Вот как это было.
На Московском вокзале (Тула — Курская 1), мы сели на дизельный поезд Узловая — Калуга (№ 9604/6903), отправление в 7.14. Прибытие в Калугу в 9.59. Ходит по пятницам, субботам и воскресеньям.
Это достаточно современный поезд, где нашлось место для наших велосипедов и груза. В Калуге у нас была двухчасовая стыковка со следующим дизельным поездом Калуга — Вязьма (№ 6343/6344). Это время можно потратить на покатушки по Калуге. Отправление из Калуги в 11.53 и прибытие на станцию Мятлевская в 13.36.
Выгрузка на перрон происходила нежно, так как в Калуге мы повредили один багажник по причине перевеса. Находчивость, пластиковые хомуты и две железки из соседних кустов — исправили положение. Теперь наш багажник мог везти недюжинный вес. Здесь начинается велосипедная часть маршрута. Марш 34 км. От села Мятлево мы двигались к федеральной трассе Москва-Киев. Свернув на неё влево (на Киев), продолжили путь до реки Угра у населённого пункта Колыхманово. По дороге наслаждались спусками, подъёмами и прекрасными видами природы и старых деревенек.
Затратив на этот велоучасток около трёх часов, мы оказались на мосту через Угру. Спустились к берегу и принялись накачивать лодки. В первую сели мы сами, вторая шла на привязи с грузом и велосипедами.
Попутное течение нам способствовало. Проплыв по реке пару поворотов, мы пристали, разбили лагерь, сготовили ужин, и уплетая его под нахлынувшим дождём, сидели в палатке и просто тащились от уже проделанного и ещё предстоящего! Мы находились в Национальном парке «Угра» и его красоты нам предстояло открыть.
Следующий день был также богат на красивые виды Угры. Берёзовые леса сменялись сосновыми борами, луга — болотами. По берегам встречались оборудованные туристические стоянки в виде навесов с лавочками и столами. Мы продолжали наше плавание, пока не нашли одно потрясающее место, где банально зависли на три дня, увлекаясь купанием, рыбной ловлей, пением песен и прочим ничегонеделанием!
Насладившись этим прекрасным местом, мы отправились дальше по реке. Впереди нас ждало легендарное село Николо-Ленивец со своим завораживающим парком необычных арт-объектов.
Для его посещения мы снова спустили наши лодки и встали на педали. Объехав всю территорию парка, сделав интересные снимки, мы снова направили наших стальных коней по просёлочным дорожкам через село Звизжи, магазин с мороженым, далее на Субботино и к реке.
Следующим пунктом путешествия стал городок Товарково. Оставив одного члена команда на берегу, другой съездил по подвесному мосту в местный магазин за продуктами и прочими вкусностями цивилизации.
Тем не менее, мы приближались к городу Резвань. Здесь Угра заканчивает своё течение и впадает в Оку. Железнодорожный и автомобильный мосты по воде мы не рискнули форсировать ввиду непредсказуемости фарватера и тонкости нашей резины. Нам пришлось спешиться и снова сесть на седло. Преодолев мосты посуху, мы поехали на берег Оки.
Там провели ещё день в ничегонеделании, сочетая его с живописью. Веточки ивы были нашими мольбертами, а Ока — нашим пленером.
После такого отдыха мы снова в седле. Из Резвани крутим педали 15 км до Калуги.
Наша цель — успеть на утренний речной трамвайчик, который довезёт нас до Алексина. Достигли пристани и стали ждать катер «Луч». Загрузившись на него, велосипеды привязали на палубе, сами уселись в комфортабельном салоне. Нам предстояло пройти по Оке 70 км.
С остановками, высаживая по берегам дачников, мы добрались до Алексина. И на железных конях совершили велопереход до ж/д станции. Именно там должен проходить нам уже хорошо известный дизельный поезд. В 12:10 здесь проходит поезд № 6914/6913 из Калуги, который доставит нас в Тулу к 13:34. Если вы опоздаете, есть ещё вечерняя электричка.
Так закончился наш поход длиною в 8 дней. Но если исключить долгие стояния в красивых местах, то маршрут можно пройти за 4 дня. Нами проехано, проплыто, прокручено всеми видами транспорта более 470 км. Из них 255 км на поездах, 45 км на велосипеде, 103 км на лодке, 70 км на катере.
По алексинско-заокским просторам
Советует Дмитрий Масленников.
Начальная точка маршрута: ж/д вокзал Алексина.
Конечная точка маршрута: ж/д станция Романовские дачи.
Длина маршрута: 58 километров.
До точки старта из Тулы можно добраться на дизельном поезде повышенной комфортности № 6904 Узловая — Тула, который отправляется с Московского вокзала по выходным дням в 07.14.
По прибытии в Алексин можно посетить Алексинский художественно-краеведческий музей. Выехав из Алексина по Радбужской улице, начинаем движение к деревне Бунырево через замечательный лес, который пьянит свежим воздухом и прохладой. По дороге вы будете проезжать прохладную, но чистую речку Вашану. Не поленитесь съехать с дороги, тут можно искупаться, и даже попрыгать с деревянного мостика.
Далее двигаемся в деревню Егнышевка, за которой в трехстах метрах находится Святой источник Пантелеимона Целителя с купелью. Самая интересная часть маршрута начинается после моста через речку Выпрейку, где оканчивается асфальтовое покрытие. Тут, перед лесом, поворачиваем налево и едем по грунтовой дороге через поля, параллельно реке Оке в направлении деревни Велегож. На данном участке маршрут максимально близко проходит у реки Оки, поэтому можно смело выбирать свободное местечко для привала. После 30 км дороги можно прекрасно позагорать на песчаном пляже, искупаться, развести костер и организовать пикник, а может и вздремнуть часик-другой в палатке.
Отдохнув, проезжаем через «Плетенку» и деревню Велегож в село Страхово. Прибываем в усадьбу Поленово, где можно взять экскурсию и культурно отдохнуть.
После спускаемся к реке, движемся по асфальтированной дорожке к селу Бехово к Храму Святой Троицы.
Посмотрев на открывающиеся с холма просторы, начинаем путь к конечной точке маршрута — железнодорожной станции — Романовские дачи к электричкам с Москвы. По пути делаем остановки на земляничных полянах.
Узнаём Ясную Поляну по-новому
Советует Илья Строков.
Начальная точка маршрута: Тула, район РТИ.
Конечная точка маршрута: пруд в Грумантах.
Длина маршрута: 18 километров.
Из города выезжаем в районе РТИ через ж/д пути около станции Тула-2 Курская. Далее мимо деревни через поля катим в гору и со временем упираемся в трассу калужского направления около стелы «Тула». Пересекаем трассу и едем либо через деревню, либо правее к дороге от М2 к Косой горе. На ней находим крутой щебеночный съезд и по нему уходим вниз к ручью\луже, ее пересекаем и ползем вверх, там упираемся в нечто похожее на бетонку, по ней 100 метров в сторону дач и налево. На поляне, мимо которой будете проезжать, увидите здоровенный красивый дуб! Но нам опять вниз в лужи и вверх к светлому будущему… :) Заползли, отдышались, водички попили — едем дальше. Движемся по просеке яснополянского газопровода к Воронке, соответственно, дорога идет на спуск. Смотрим внимательно — много канав и рытвин.
Итак, Воронка. Тут варианты следующие — если устали, неинтересно, времени нет, то ищем место для перекуса, купания и так далее, и трогаемся обратным путем, либо через трассу. Второй вариант для сильных духом. Выехав к Воронке, поворачиваем направо и едем вдоль берега по лесу и лужайкам, пока тропка не приведет к горбатым бревенчатым мостикам. Поздравляю: во-первых, вы в истоке Воронки, во-вторых, вы в Ясной поляне. Пересекаем мостики, выбираем тропинку левее и выезжаем на плотинку с деревянным мостом, местом под костер и лавочками. Любуемся, едим, пьем, умываемся и едем дальше.
Тропинок в Ясной поляне полно — выбираем, катаемся, в итоге выезжаем либо в деревню, либо за нее на проселочную дорогу. А тут и финиш близко — в обоих случаях направо, на всех развилках выбираем правые направления. По ним мы спускаемся к большому пруду деревни Груманты. Здесь отличное место, чтобы искупаться, отдохнуть, перекусить и тронуться в обратный путь.
Я не боюсь ездить по дорогам общего пользования, поэтому возвращаюсь либо по М2, либо Щекинскому шоссе. Остальным советую проделывать маршрут в обратном порядке.