Юлия Викторовна Перепёлкина, школа № 52
- Стать учителем я захотела с самого раннего детства — примером для меня всегда была моя бабушка. Кстати, этот год будет первым, когда мы не выйдем вместе на линейку. Она выпустила 4-ый класс и закончила на этом свою трудовую деятельность. Хотя до сих пор остаётся в добром здравии и рассудке! И сейчас занимается уже моей внучкой.
Бабушка брала меня маленькую с собой в школу — 7-летние дети казались мне, трёхлетке, взрослыми. И мне очень хотелось быть похожей на свою бабушку.
После окончания института я проработала два года в 19-ой школе, а потом перебралась в 52-ую, где и работаю до сих пор. У меня 29 лет педагогического стажа.
В 1998 году уехала в командировку в Берлин, пробыла там год, и оттуда переехала во Францию.
За границей я работала с необычными детьми — в посольстве с детьми дипломатов.
В Страсбурге, во Франции, я 4 года работала директором начальной школы, совмещая это с преподаванием. Попасть туда было непросто: прошла массу собеседований.
В Берлине класс был малочисленным — 6−8 человек. А вот уже во Франции пришлось обучать сразу четыре класса. Занималась с каждым по очереди, всё было расписано с утра и до позднего вечера. Могу сказать одно, дети очень сильно отличались от тех, кто живёт в России. Им хотелось больше знать, учиться было интереснее. Наверное, тут дело в родителях, которые стремились дать им полное образование — помимо школы каждый ребёнок был загружен по максимуму: рисование, музыка, спорт. Никакой заносчивости у детей не было вовсе, мы тепло общаемся с ними до сих пор.
Безумно приятно, когда мои выпускники приводят уже своих детей ко мне в начальные классы. Выросшие дети не забывают, приходят, благодарят. И я слежу за их судьбой, никого не забываю!
Сейчас большинство детей неохотно читают, это расстраивает. Их окружает масса других соблазнов и развлечений: компьютеры, телефоны, планшеты.
И все перемены напролёт проводят с этими игрушками. На уроке, конечно, это строго запрещено.
Бывает, что дети озадачат так, что информацию приходится самим искать в компьютере. Конечно, всего знать невозможно. Иногда и теряюсь, когда употребляют какие-то новые слова.
Ближе всего из предметов мне русский язык. И мои дети проявляют успехи именно в русском языке, наверное, потому, что именно этот урок я веду с большей отдачей и душой.
Конечно, для детей я вторая мама. Сейчас 1 сентября будут обнимашки — и с пятым классом, и с девятым классом — моими выпускниками.
Каждое первое сентября — это новые эмоции! Каждый год заново их испытываю, это большой праздник. Я горжусь, что я учитель. И никогда этого не скрываю. Хотя знаю, что некоторые стесняются своей профессии.
Любовь Олеговна Климова, школа № 4
- В этом году будет уже 20 лет, как я работаю учителем! Причем все эти годы — в одной школе.
Очень большое влияние на меня оказала моя учительница русского и литературы в Ясногорске. Она видела нас не просто как учеников, а учила воспринимать мир и иметь на всё своё мнение. Смотря на учителей, я и сама захотела стать такой же. Не смотря на то, что родители были категорически против, я пошла учиться в педагогический. Приняла непростое волевое решение и ничуть о нём не жалею.
Маленькие дети мне нравятся гораздо больше, они более искренние и открытые, с ними гораздо интереснее.
Причем каждый год они разные. Приходят после лета всегда с новыми знаниями, интересами. Каждый раз всё по-новому, всё как в первый раз. Нельзя сравнивать! Это работа в постоянной динамике, движении.
Я помню свой первый урок. Мне было так страшно! Даже зубы стучали, когда я заходила в класс. Но дети были настолько доброжелательны и открыты, что я поняла, что правильно выбрала свою профессию.
Мой класс — это мои дети. Их знает вся моя семья, мама и родители мужа постоянно спрашивают, переживают, как кто написал контрольную. А когда я училась в автошколе и мне нужно было успеть закончить вождение вовремя, я так и говорила: «Я многодетная мама, меня дети ждут! Их у меня целых 34!». Для меня нет разделения, они все свои, родные.
Стараюсь много путешествовать со своими детьми, причем выбираю не самые обычные и привычные музеи. Были в музее военной истории в Подмосковье, в музее ёлочных игрушек в Клину. Мне хочется, чтобы их жизнь была наполнена интересными историями и впечатлениями!
Один раз была на семинаре в другой школе и увидела там стул наказаний. Если честно, я была в шоке.
Я представить себе не могу, чтобы использовала такое в практике. И сразу думаю о своих детях — моего ребёнка посадить на стул, как он себя будет чувствовать? Я считаю, что нужно разговаривать, только так можно донести до ребёнка, как правильно себя вести.
Дети приходят в первый класс и уже умеют читать и писать. Но не умеют каких-то банальных бытовых вещей — завязать шнурки, помыть руки. Потому что у каждого ребёнка есть бабушка, которая его чрезмерно опекает. И это нормально, на самом деле. Всему этому также учим в школе мы.
Ева Викторовна Мартынова, гимназия № 30
- В педагогике я 22 года, а учителем начальных классов работаю 12 лет. Десять лет проработала воспитателем в лицее № 1.
Я всегда очень любила и люблю детей. Летом у бабушки на даче собирала вокруг себя малышей и играла с ними. Дома рассаживала кукол, заполняла всякие журналы. Это было мечтой! И она, к счастью, исполнилась.
Первое знакомство с детьми и родителями прошло очень хорошо. Конечно, было страшно, но они меня сразу восприняли, теперь осталось только чувство благодарности к ним.
На уроках главное, чтобы детям было интересно. Они даже не замечают, что учатся.
Я стараюсь поставить себя на место учеников, понять, что им нужно. Когда готовишься к уроку — это одно, в классе же совсем всё по-другому. Нестандартных ситуаций всегда очень много, нужно уметь быть гибкой.
Я с самого утра смотрю каждому ребёнку в глаза — сразу видно, готов он к урокам или нет, с каким настроением пришёл. Не хочу хвалиться, но ни у одного из моих детей никогда не было неприязни к школе. Они всегда шли на уроки с удовольствием. Просто к каждому нужно искать свой подход.
Одним из самых сложных случаев в моей практике было то, что у меня в классе учился мальчик-инвалид с ДЦП.
И я знала, что этот ребёнок придёт к нам, поэтому заранее готовила детей, рассказывала им о толерантности. И как итог — все его просто обожали, во всём помогали, воспринимали без физических недостатков.
Я стремлюсь к тому, чтобы дети не боялись задавать вопросы. Чем больше они спрашивают, тем больше узнают.
Любимчиков в классе нет, я люблю всех абсолютно! Моя дочка даже ревновала меня к ученикам, чувствуя, насколько я к ним привязана.
Мне интереснее работать с отстающими учениками, чем со «звёздочками». В них больше вкладываешь себя. «Звёздочки» же могут обходиться и без меня.
Галина Вячеславовна Рыбакова, Липковская школа № 2
- В школе работаю 22 года. Примером стал мой отец, который преподавал в техникуме — так и я захотела стать преподавателем. Да и всегда нравилось работать с детьми. Призвание, наверное.
Именно начальные классы — моя возрастная категория, я гораздо проще нахожу с ними общий язык, нежели чем с подростками. Может, потому что сама в душе ребёнок, мне легче их понимать, ставить себя на их место, доступнее объяснять материал. Часто во время урока фантазирую, рассказывая тему, сочиняю на ходу сказки, выдумываю каких-то сказочных персонажей. И дети всё понимают!
Я считаю себя больше мастером импровизации. Столько непредвиденных ситуаций происходит каждый день!
Поэтому как-то строго планировать урок бесполезно, обязательно что-то случится. Лучше не полагаться на конспекты.
Мне ближе всего математика и чтение. Люблю обсуждать произведения, читать что-то с детьми дополнительно. А математику люблю за то, что её гораздо интереснее вести. В этом предмете больше возможностей подавать материал в игровой форме. В русском такого нет.
Если в классе происходит конфликт, то я не становлюсь ни на одну из сторон. Общаюсь с каждой из них, объясняю, почему так делать нельзя. Иногда даже сажаю поссорившихся за одну парту, говорю им — учитесь общаться. И ведь мирятся. Смотришь через некотоое время — а уже друзья. А каких-то серьёзных или принципиальных конфликтов у меня не было. Всё можно решить.
Голос стараюсь не повышать, но тут многое зависит от семьи. Если ребёнок привык, что дома на него постоянно кричат, то и в классе просто не будет воспринимать нормальный тон.
А, к сожалению, таких детей очень много. Родители почему-то не понимают, что так делать нельзя, что нужно учить ребёнка воспринимать спокойную речь.
Гиперактивных детей из года в год всё больше. Очень сложно задержать ребёнка на месте, постоянно носятся. Никаких наказаний для их проделок у меня нет. Есть только правило — сломал что-то, разбил, должен возместить ущерб. Вот пробегали двое, свалили с подоконника два горшка с цветами. Спрашивают: «Вы нас накажете теперь?». Говорю: «Нет, просто каждый должен принести по цветку в школу». Я считаю, что они с детства должны понимать, что нужно возмещать ущерб, что так делать нельзя.
Вот какой парадокс с современными детьми. С одной стороны, дети сейчас знаю гораздо больше информации, чем раньше. Причем зачастую такой, которую им не надо бы знать. А вот читающих семей становится всё меньше и меньше. То есть что не надо — дети знают, а что надо — не читали и не слышали. И это печально. Так, например, треть в первом классе может не знать, кто такой Буратино. Какие книги им читают до школы? Непонятно…
Мои дети учились в другой школе. Считаю, что они должны быть самостоятельными, а не бегать за мной хвостиком. Да и учитель должен быть учителем, а не совмещать в одном лице и маму, и педагога. Я не люблю чрезмерное опекунство.
Особенность школы небольшого города в том, что прогресс доходит до нас, конечно, медленнее.
Если везде интерактивные доски уже давным-давно есть, то у нас они не так долго. И, конечно, все всех знают. Многие приходят в первый класс уже знакомыми. Это не школа, а такая большая семья. Ходят из школы вместе. И рассказывают друг про друга многое, чего мы, может быть, не видим. А так доска та же самая, мел тот же самый, что и в больших городах. :)
Инна Николаевна Азбука, школа № 71
- Честно скажу, изначально я хотела быть учителем иностранных языков. Но так получилось, что получила двойное образование — и английский язык, и младшая школа. И в школе предложили работать именно в начальных классах. Но не жалею ни капли! Хотя сначала очень боялась, что не получится. Теперь понимаю, что работать очень хочется. Влюбилась в своих детей!
В следующем году будет первый мой выпуск — волнительный и ответственный момент.
Помню хорошо свой первый урок — это был классный час 1 сентября. И я рассказывала 25 горящим парам глаз, что мы все одна семья, что друг друга нужно уважать и ценить. И они до сих пор это вспоминают!
Никакой сложности в запоминании имен не было при первом знакомстве. Как-то сразу все легко запомнились!
Из всех предметов мне больше всего нравится окружающий мир. Он объединяет в себе и биологию, и географию, и историю, и химию, и физику. Там огромный простор для фантазии! Затрагиваются такие вопросы как «почему радуга разноцветная?», «почему дождь идет?». Это интересно и мне, и детям. Иногда и они сами задают такие вопросы, что серьёзно задумываешься. Я не стесняюсь признаваться, что чего-то могу не знать. Говорю им, что мы учимся вместе и вместе делимся знаниями.
Если складываются конфликтные ситуации, то я рассказываю им, как сама поступала в их возрасте. Они очень любят слушать эти истории!
У современного учителя очень много возможностей для любых творческих уроков. Масса мультимедийного материала! Обучение сейчас строится немного по-другому. Раньше нам объясняли правило, а потом предлагали решать по нему задачи. А сейчас мы подводим ребёнка к тому, чтобы он сам понимал и доходил до всего. Ребёнок думает, что сам нашёл решение. В этом была сложность, кстати. Нас учили в университете старым стандартам. И только в конце обучения появились курсы, на которых рассказали о новых стандартах. Пришлось достаточно быстро перестраиваться.
Да, совпадение моей работы с фамилией достаточно забавно. Люди часто говорят: «О, ты Азбука! Да еще и учитель начальных классов!».
А вот дети ничего на эту тему не скакзали, хотя азбука была в первом классе у каждого на столе.
Молодых специалистов в школу приходит много. И меня приняли тепло и с распростёртыми объятиями. В школе у нас очень хорошее отношение ко всем, никаких проблем не было. Все готовы всегда помочь и подсказать.
За дресс-кодом я слежу строго. Но гардероб изменился не сразу. Если в первый год работы еще могла прийти в джинсах, то сейчас это табу. Тем более, что у детей форма, а значит и я должна быть примером. Только платья, юбки или брюки — никаких вольностей. Конечно, всегда нужно быть опрятной, аккуратной и сдержанной.
С детьми у нас очень тёплые и доверительные отношения.
Они рассказывают мне свои секреты, я за них постоянно переживаю, воспринимаю всё близко к сердцу. И каждую их победу воспринимаю, как свою. Очень горжусь!
Осознание того, что я учитель, пришло ко мне где-то через месяц после начала работы. Мы гуляли после уроков в школьном дворе и я резко поняла, что жизнь этих 25 маленьких человечков в моих руках. И как я буду себя с ними вести, такими они и будут. Как молнией ударило. И этой мысли я придерживаюсь всегда. Вкладываю всё, чтобы они выросли хорошими людьми.