Станислав Шульц, 23 года
Учитель физкультуры школы № 6, г. Щёкино
- Я всегда придерживаюсь демократического стиля общения с учениками. Работать со старшими мне пока интереснее, но это, думаю, дело времени. Ребята понимают меня, а я понимаю их. У нас одинаковые требования друг к другу: я должен провести урок хорошо, а они должны заниматься с отдачей. Молодость помогает наладить общение. Сейчас я с детьми веду себя почти на равных, но они меня, конечно, уважают и ко мне прислушиваются. Знаю по себе, что всегда проще найти язык с ровесниками, нежели с человеком, который намного старше. И мне с учениками интересно.
Я всегда боюсь сильно повзрослеть и стать старым.
А когда общаюсь со старшеклассниками, окунаюсь в их среду, узнаю о событиях и явлениях, которых я уже не знаю. У нас появляются общие шутки и темы для обсуждения. Я считаю, что ребёнок не только должен заниматься физкультурой, но и увлекаться спортом, только тогда из этого будет толк.
Поэтому мы обсуждаем спортивные события, участвуем в соревнованиях. Кроме того, дети будут стараться только в том случае, если они видят перед собой преуспевающего наставника.
Я учу детей тому, что умею, — сам всю жизнь занимался баскетболом и в школе веду баскетбольную секцию.
Изначально секция планировалась в основном для мальчиков начальной школы. Но в итоге на тренировку пришли и взрослые: 25 мальчиков и 15 девочек. Пришлось открывать ещё одну секцию, чтобы успеть заниматься со всеми. И это очень приятно.
Поначалу девчонки очень интересовались мной, я это замечал. Не приносили форму на уроки, например, чтобы привлечь внимание. Но мы поговорили, и девчонки поняли, что так делать не нужно. Я преподаватель и не делю класс на мальчиков и девочек, для меня они — единое целое. А уж уделять кому-то больше времени, чем остальным, тем более неверно. Во внеучебное время занимаюсь проведением и организацией мероприятий: свадьбы, корпоративы, городские события…
Когда пришёл работать в школу, думал, что эта моя деятельность плохо отразится на взаимоотношениях с учениками. Но неожиданно узнал, что ребята в восторге от моего увлечения. Они смотрят на меня и говорят: «Классно! Мы тоже так хотим!» Для них я не просто учитель физкультуры, но ещё и многосторонний, образованный, интересный человек. Хотел бы и в школе заниматься чем-то творческим, креативным.
Может, когда-нибудь и откроем школу КВН, например.
Мария Шадская, 22 года
Учитель начальных классов тульской школы № 3
- Ученики делятся со мной секретами. В школе, в которой преподаю, раздельное обучение. И это замечательно! Девочки и мальчики такие разные. Я работаю в классе у девочек, они всегда готовы общаться. Я знаю, что у них происходит в семье, какие мальчики им нравятся. Мы с ними настоящие подруги. Мои девочки такие чуткие и ранимые, им нужны понимание и забота. К такой форме работы я стремилась с детства.
Но это в неучебное время. На уроках я бываю строгим учителем. Дисциплина очень важна, в нашей школе этому уделяется большое внимание.
Моя методика: кнут и пряник.
Понимаю, что к каждому нужен свой подход: кого-то лучше лишний раз похвалить, кому-то сделать замечание. Главное, не переходить грань и никого не обидеть.
Елена Боровикова, 28 лет
Учитель иностранного языка школы № 15, пос. Первомайский
- В родной школе не хватало учителей иностранного языка. А я могу преподавать и английский, и немецкий, поэтому и пришла сюда после педагогического университета. Мне доверили учеников разного возраста. В начальной школе тяжелее работать, чем в старшем звене. Старшеклассники на одной волне с учителем, они современные, и нам интересно работать вместе. А младших нужно не только обучать, но и воспитывать. У всех разные семьи, разное воспитание. К каждому приходится искать индивидуальный подход.
Со своим первым выпуском я проработала всего несколько лет, но мы сильно сдружились. До сих пор переписываемся. Многие поступили в университеты в Москве, у них началась другая жизнь. Поэтому вдвойне приятно, что не забывают.
На уроках советую старшеклассникам, какие фильмы на иностранном языке посмотреть.
Во время занятий вместе поём современные песни и смотрим сериалы. Мы одного поколения, нам это интересно. Недавно, например, смотрели «Шерлока». Детям интересно, а это самая лучшая мотивация для изучения языка.
Виктория Силаева, 20 лет
Учитель русского языка и литературы тульской школы № 55 им. А. В. Чернова
- Чуть было не стала журналистом! Потом зашла в школу, увидела детей и передумала. Поступила в педагогический. Сбежала с третьего курса университета преподавать. И так уже второй год совмещаю. В первой половине дня в роли учителя, во второй — сама сижу на лекциях и семинарах.
То, что к молодым учителям в школе относятся плохо, — миф. По крайней мере, меня это не коснулось. Может, повезло, потому что школа родная.
Здесь меня помнят ещё ученицей. А за советом я могу обратиться к тем, кого с детства считала примером.
Я не боюсь детей, с ними интересно. Рассказываю им о том, что знаю и люблю сама. О книгах, например. У ребят всегда живая реакция. Нет ещё этой злости, скептицизма, которого хватает во взрослых.
Сейчас, конечно, в школе многое изменилось. Современные технологии отрицать нельзя. Многие пособия, учебники можно достать в электронном виде. У большинства учителей есть личный сайт, страничка в соцсетях. Там можно оперативно выкладывать информацию, домашние задания. Современный педагог всегда на связи.
В сети я всегда отвечаю на вопросы детей, если они возникают. Они моё личное пространство не нарушают. Есть дистанция: педагог — ученик. Это важно объяснить на первых занятиях. А дальше вы с учениками уже одна команда.
Меланья Киракосян, 23 года
Учитель истории и обществознания школы № 13 в г. Щёкино:
- «Моя заветная мечта — стать хорошим учителем. Если я им стану, то буду очень стараться, чтобы меня любили дети. Я буду стараться быть добрым и строгим учителем. Чтобы дети меня уважали и ценили», — это строки из моего детского дневника.
К учительской доске меня и привела эта дет-ская влюблённость. И до сих пор я не разочарована. Радость оттого, что детская мечта сбывается, меня не покидает. За 4 года работы в школе не было больших проблем, все вопросы решали мирным путём.
Небольшая разница в возрасте притягивает учеников. Они обращаются за советом, причём приходят не только девочки, но и мальчики.
Спрашивают, например, как поступить в той или иной ситуации. Младшие ученики, конечно, стесняются. А вот старшие любят пообщаться после уроков на свободные темы. Случалось даже, что мальчишки оказывали знаки внимания. Пытались проводить до дома, помочь чем-то в классе, чтобы подольше остаться с учителем. Но у меня на это табу. Между учениками и учителем должна оставаться дистанция.
Елена Батырева, 25 лет
Учитель иностранного языка тульской школы № 28:
- В первый год моей работы был класс, который слушать меня отказывался. Дети видели во мне, скорее, ровесницу, чем учителя. От работы с этими ребятами в итоге пришлось отказаться. Школа — место, где у каждого своя роль, которой нужно придерживаться.
Я классный руководитель 9-го класса. Каждое родительское собрание — испытание. Понимаю же, что не намного старше детей, что я могу дать их родителям? Но мы вместе с 6-го класса и уже совсем научились общаться. Дети мне доверяют, делятся секретами. Я вкладываюсь в них и получаю отдачу.
Считаю, что с учениками нашла общий язык. Я руковожу кружком телевидения в нашей школе. Ни один праздник в школе не проходит без нашего участия. Мы вместе создаём не только видео, но и школьную интернет-газету. Меня всегда привлекала эта сфера. И дети меня поддерживают. Нас это объединяет.
Дети на меня тоже влияют. Мой гардероб, например, изменился. Сейчас вся одежда соответствует профессии.
Ученики в нашей школе одеты официально и красиво: жилетки, брюки. С кого же им брать пример, как не с учителя?