Программа, которую Чулпан Хаматова привезла в наш город, называется «Час, когда в души идёшь, как в руки». Это знаменитая строчка из стихотворения Марины Цветаевой.
На сцене Тульской областной филармонии в тот вечер был не спектакль и не концерт. Были только музыка и слово… Как сказала Белла Ахмадулина: «две сильных тишины, два слабых горла: музыки и речи».
На сцене и в зале была кромешная тьма, но Чулпан Хаматова озарена светом. Одета в черное, красные губы выделяются на бледном лице, взгляд устремлён вдаль… Актриса прочла повесть Марины Цветаевой «Мать и музыка», а также поэму «Сказка о дожде» поэтессы Беллы Ахмадулиной. Аккомпанировали ей саксофонистка Вероника Кожухарова и пианистка Полина Кондраткова.
Со сцены Чулпан рассказала две истории о совсем еще юных поэтессах: Марине Цветаевой и Белле Ахмадулиной.
Зал с замиранием слушал проникновенное исполнение, да и сама актриса не могла сдержать слёз.
Нам посчастливилось побеседовать с Чулпан Хаматовой. Такой миниатюрной, тонкой, мыслящей, душевной…
-Чулпан, как у Вас родилась идея создать такой спектакль на троих на стихи Цветаевой и Ахмадулиной («Час, когда в души идёшь, как в руки…»)? Что значит для Вас сейчас этот проект в жизни?
- Уже очень давно мне хотелось сделать такой спектакль, где музыка была бы одним из действующих лиц. В многочисленных проектах с симфоническими оркестрами, где я читала стихи, всегда не хватало глубокого погружения и разбора, чтобы музыка не была фоном, чтобы она не просто заполняла паузы. И мои друзья, прекрасные музыканты — Полина Кондраткова и Вероника Кожухарова, поддержали меня в этом стремлении. Мы нашли такой материал и сделали программу, где музыка и слово очень органично переплетены. Для меня этот проект — это счастье читать со сцены великие тексты двух моих любимых поэтов. Это счастье предъявить зрителю подробную работу, которая была проделана. А счастье, что это интересно зрителям, оно вообще неописуемо. Я думала, что это никому не будет нужно, все будут уходить из зала. Очень приятно видеть в каждом городе полные залы, видеть такое большое количество единомышленников, думающих людей, готовых слушать и слышать сложные тексты, считывать смыслы, работать вместе с нами.
— Наверное, тем интереснее было принять предложение в съемках фильма «Таинственная страсть», где Вы как раз играете Беллу Ахмадулину. Расскажите чуть подробнее о фильме, о своей работе над ролью.
- Для меня роль в этом фильме — это счастье! Я почему-то сразу поняла, когда Денис Евстигнеев предлагал мне роль в картине, что это будет Белла Ахмадулина. Мы сейчас работаем над картиной, я много читаю о том, что писали о Белле другие поэты и писатели, общаюсь с теми, кто хорошо её знал и помнит. И моя задача — передать зрителю собственное ощущение Беллы, ее творчества. Есть сцены, где я читаю стихи, и каждый раз мне до озноба страшно, что это может превратиться в карикатуру.
— На кинофестивале «Кинотавр» состоится премьера фильма «Синдром Петрушки». Волнуетесь, как примут фильм? Несколько слов об этом проекте…
- После того, когда я впервые прочитала этот роман Дины Рубиной, первая мысль была — нужно срочно снимать кино, или хотя бы ставить в театре. Потому что это настолько игровая структура, настолько лихо завинченный сюжет, и этого почти нет в современной драматургии. Потом я об этом забыла, и вдруг Лена Хазанова, режиссёр фильма, позвонила мне и спросила, читала ли я «Синдром Петрушки», я завопила — «да, да, да», и когда она сказала, что хочет предложить мне эту роль, я завопила еще блаженнее. То, что для меня это самый интересный проект за последнее время — безусловно. Здесь есть огромные возможности — сыграть куклу, сыграть зависимость, сыграть желание вырваться из этой зависимости, Женя Миронов в качестве партнера, и чуткая режиссёр Лена Хазанова, и замечательная группа, и чудесный актёр Мераб Нинидзе. То есть все предпосылки, чтобы раскрыться, были. Как я ими воспользовалась? Это будет видно в фильме.
— В 2012 году Вам присвоили звание народной артистки России. Насколько это для Вас важно?
- Я не отношусь к званиям и наградам с излишней серьёзностью. Конечно, мне, как актрисе, приятно такое внимание к моей профессиональной деятельности. Но внимание зрителей намного дороже. Поэтому звания в моей жизни, в моей работе существенно ничего не меняют.
— В этом году у Вас юбилей. Правда, эту дату многие в России не отмечают. А Вы будете? Если да, то как?
- Каждый день рождения я выхожу на сцену своего любимого театра «Современник» в спектакле «Три товарища». И этот год не станет исключением.
— Вы один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь». Знаю, что хорошими делами хвалиться не принято. Но все же… Скольким детям за многолетнюю работу фонда Вы уже помогли. И есть ли такие ребята, которые стали вашими друзьями, и Вы до сих пор поддерживаете с ними отношения?
- Почти за девять лет работы, благодаря поддержке огромной команды благотворителей, доноров, волонтёров, наш фонд помог врачам вылечить более 30 000 детей. И многие, кто выздоровел, приезжают к нам фонд на мероприятия, помогают нам как волонтеры. Когда я на каком-то празднике фонда встречаю наших детей — уже повзрослевших, красивых, полных планов и надежд, я чувствую огромное счастье! А с некоторыми детьми я и моя семья, мои дочки дружим — переписываемся, созваниваемся, ходим друг к другу в гости. Это уже часть моей жизни. Мы все: врачи, родители, дети, команда фонда — одна большая семья.
Чулпан Наилевна Хаматова
Родилась 1 октября 1975 г. в Казани.
Окончила ГИТИС.
По национальности — татарка. В юности приняла православие.
Народная артистка России, дважды лауреат Государственной премии России.
Ведущая артистка московского театра «Современник».
Одна из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь».
Семья: муж актёр и режиссёр Александр Шейн, дочери Арина, Ася, Ия.
Избранная фильмография: «Страна глухих», «72 метра», «Дети Арбата», «Гарпастум», «Гибель империи», «Казус Кукоцкого», «Доктор Живаго», «Бумажный солдат», «Дом Солнца», «Достоевский», «Пепел».
Чулпан восхищает, трогает, будоражит!
Елена Манион, старший менеджер кондитерской фирмы:
- Очень впечатляющее выступление! Сильная игра… Я даже сейчас не могу с мыслями собраться, очень сложно говорить. Я под сильным впечатлением. Буду теперь несколько дней всё осмысливать.
Светлана Лобанова, артистка ансамбля «Услада»:
- Великолепное выступление, с очень слаженной работой музыкантов. Настолько всё это было эмоционально передано, с такой великолепной подачей. Спектакль огромного интеллектуального уровня. Очень хочется пожелать творческого долголетия! То, что она делает, трогает, будоражит чувства. А это самое главное.
Алла Серикова, директор студенческого городка:
- Потрясающе! Не понимаю, как в таком напряжение можно держать весь зал. И себя. Я сидела в первых рядах и видела, как у неё, бедной, прям руки тряслись, она их спрятала за спиной.
Максим Руднев, директор:
- Очень понравилась форма подачи материала, Чулпан играла великолепно. Из всех спектаклей, что я видела, этот самый лучший.
Сергей Одиноков, студент:
- Из прочитанного знал «Сказку о дожде» Беллы Ахмадулиной, Цветаева стала для меня открытием. Я очень благодарен Чулпан и музыкантам за их выступление. Они дали мне почву для размышлений.