Режиссёр Михаил Сегал: «Кино про Алексеева» - фильм не о бардах, а о любви!

Фото Алексея Пирязева

Режиссёр Михаил Сегал: «Кино про Алексеева» - фильм не о бардах, а о любви!

В Ясной Поляне возобновилась серия встреч с российскими режиссёрами. Михаил Сегал рассказал, зачем он приехал в Тулу ради одного переулка и почему хотел закрашивать в кадре башню нашего кремля.

И первой картиной, показанной для зрителей в новом сезоне, стала «Кино про Алексеева». В прокат она вышла в 2014 году и стала третьим полнометражным фильмом в карьере Михаила Сегала.

Сюжет кино так же прост, как и его название — это история про старика Николая Алексеева, доживающего свои дни в провинции — если быть точнее, то в нашей родной Туле. Но в его жизни появляется новый смысл, когда он получает телеграмму с приглашением в столицу на радиоэфир — в качестве известного барда. Во время передачи Алексеев воспоминаниями переносится в прошлое — и зритель вместе с ним узнаёт о его жизни в 60−70-е годы.

Забегая вперёд, но не раскрывая всех секретов сюжета, стоит отметить, что финал у фильма невероятно тонкий и трогательный — слёзы с глаз утирала практически вся женская часть зала.

Потому, что этот фильм о настоящей любви, пронесённой через годы и о женской самоотверженности — этого порой так не хватает в современном мире. Прибавьте к этому еще великолепную игру Александра Збруева в роли Алексеева, красивые и точно выстроенные кадры, приятную гитарную музыку и лёгкое чувство ностальгии — и вот рецепт душевного кино.

После титров к зрителям вышел режиссёр Михаил Сегал, готовый ответить на вопросы.

- Я уже встречался с форматом, когда после фильма выходит режиссёр, и зрителям сразу предлагают — задавайте вопросы, — обратился к публике Сегал. — А как же эмоционально переварить кино?.. Невозможно так сразу после чего-то важного и чувственного взять и сосредоточиться. Понимаю, что это сложно, поэтому тяну время…

Однако долго тянуть время режиссёру не пришлось.

- Скажите, фильм же мог быть о ком угодно? Барды — это случайно взятая категория? Мне кажется, что вы просто пытались ответить на вопрос «Что такое любовь?»…

- Ну должен же быть кем-то главный герой — поэтому бард. Хотя именно барды и именно в нашей стране — это уже эмоциональные бомбы, которые просто необходимо взрывать. Согласен с вами, что в принципе Алексеев мог быть кем угодно. После выхода фильма большое количество критиков начали выдавать абсолютно полярные мнения: от «Слава богу, наконец-то сняли фильм про бардов» до «Сколько уже можно, кому нужны эти барды». Меня это опечалило, потому что я не понимал, что люди вообще увидели и заметили в фильме.

- А сложно было договориться с Макаревичем? (Андрей Макаревич сыграл в фильме самого себя — прим. авт.)

- Легко. Мой предыдущий фильм «Рассказы» стал относительно известен через интернет, пройдя как-то мимо кинотеатров. И Збруев, и Макаревич знали этот мой фильм, поэтому, думаю, договорились мы очень легко.

Роль Алексеева, кстати, изначально писалась под другого известного советского актёра, но что-то не получилось и я предложил её Александру Збруеву.

Он почитал сценарий, потом мы часа два его обсуждали, он задавал много вопросов по роли, подумал пару дней и согласился. И Макаревич, уже зная, что Збруев согласен, также доверился мне. Кстати, это всё было до того, как он стал… революционером. Интересно, что до всех этих событий он воспринимался мной как достаточно попсовый персонаж. В сценарии его роль была обозначена как «звезда» — это должна была быть узнаваемая личность, связанная с игрой на гитаре, что-то между роком и авторской песней. Но про Макаревича всё равно были сомнения: какой-то он не протестный, как-то всё это не остро. И в процессе, когда фильм доделывался, мысль поменялась на обратную: а фильм-то у нас вообще выйдет?

- Вы не только режиссёр, но и автор сценария. Расскажите, есть ли прототип у Алексеева?

- Нет, прототипа не было. Это изобретённая история. Тут получился странный эффект. Сейчас модно снимать байопики — биографии известных людей. Космонавты, хоккеисты, артисты… Можно конкурс проводить, про кого еще не сняли фильм. И я слышал вполне серьёзные отзывы: «Хорошо, что кино про Алексеева-то сняли! А то люди совсем его забыли уже». Рассказывать это смешно сейчас, но вообще воспринималось не очень весело. Однако толчок, откуда возникла эта история, был. Она подсмотрена из реальности. Как-то я ехал в машине, слушал радио. Там была аналогичная передача, куда ведущий пригласил какого-то немолодого музыканта, представляя его как супер звезду. А у меня в голове была только одна мысль — а кто это? И вот в голове остался этот конфликт, когда представление человека несоответствует его личности. Так он трансформировался в сценарий.

- В одной из финальных сцен вы появляетесь в кадре. Расскажите, это была изначальная задумка?

- Вообще я не сторонник культового появления режиссёра на две секунды фильме, как многие делают. Если в комедии это ещё позволительно, то в серьёзном фильме я против этого. Но здесь получилось вынужденно. У нас всё было сложно организационно. Для сцены с бардовским фестивалем требовалось большое количество людей определённой внешности — мужчин средних лет с бородами.

Те, кто отвечал за массовку, со своей задачей не справились. Понимая, что грядёт беда, я попросил всех членов съёмочной группы: «Ребята, можете не бриться? Может быть, всё будет хорошо, а может и нет, и это пригодится».

В итоге я был прав, это оказалось не зря, и пришлось мне тоже сесть в кадр, хотя я не очень этого хотел.

Отдельно Михаил Сегал рассказал и про съёмки в Туле — здесь они длились всего один день.

- Не смотря на то, что по сюжету много событий происходит в Туле, по факту же мы снимали только две локации — проходная оружейного завода и переулок недалеко от кремля. Мне продюсеры говорили: зачем ехать в Тулу ради одного переулка, тратить столько денег на это… Но я настоял, чтобы выбрано знаковое и узнаваемое тульское место. Понимал, что многие атрибуты современности надо будет убирать компьютерной графикой: вывески, стеклопакеты, бетонные столбы. Но главным было, что на заднем плане видна башня кремля.

Думал: как же прекрасно, хоть что-то будет настоящее! А потом на съемки приехало тульское телевидение, чтобы сделать репортаж, и рассказало, что в те времена эти башни выглядели совсем по-другому. А я так люблю правдоподобность! Получается, приехали сюда, чтобы закрасить вообще всё? Пришлось совершить режиссёрское преступление, оставив башню в кадре.

После общения с Михаилом Сегалом зрители остались на второй показ другого его фильма «Рассказы».

Кстати, следующая киновстреча в Ясной Поляне пройдёт 1 ноября в 15.00. Её гостем станет режиссёр Юрий Быков с фильмом «Дурак», также снятым в нашем городе.

 
Автор: Мария Кучерова, 22 октября 2015, в 11:12 +3
Другие статьи по темам
Выходные в Туле: 23-25 октября
Выходные в Туле: 23-25 октября
УЛИЧительНЫЙ опрос: о еде и о запрете алкоголя и московской электрички
УЛИЧительНЫЙ опрос: о еде и о запрете алкоголя и московской электрички