Ирина Сергеевна Колмыкова выглядит как старшеклассница гимназии, в которой работает. Ей 23 года, и этот учебный год — первый в ее педагогическом стаже.
В сентябре 2022 года я пришла в гимназию № 11 Тулы работать после окончания Тульского государственного педагогического университета. Мне достался 4-й класс, то есть у моих ребят в этом году выпуск из начальной школы.
В детстве я учила кукол, потом друзей в детсаду и школе. Сколько себя помню, всегда мечтала стать учительницей. Впрочем, это у нас семейное. Мечтала стать педагогом и моя мама, и моя бабушка. А стала только я. Воплотила мечту поколений.
В 9-м классе определилась — хочу быть учителем начальных классов и поступить на факультет искусств и гуманитарных наук в ТГПУ им.
Я прекрасно помню свою школу — гимназию № 6 Кимовска Тульской области, свою первую учительницу — Зинаиду Григорьевну Оськину. У меня о ней очень светлые и добрые воспоминания. А самой любимой моей учительницей была и остается учитель математики Светлана Викторовна Алексеева, хотя математику я не очень люблю. Теперь они мои коллеги. И я, мне кажется, многое взяла от них. Например, у Зинаиды Григорьевы — как вести себя с детьми, от Светланы Викторовны — методику преподавания, предметные навыки. А от обеих — безусловную любовь к детям.
Дети сейчас более раскованные, чем были мы в таком же возрасте, не говоря уже о более старших моих коллегах. Ученики не стесняются задавать провокационные вопросы, вступать в дискуссию. Учитель должен соответствовать — не паниковать, а отвечать, корректно выходить из любой ситуации. Получается ли у меня? Я стараюсь. А если что-то не получается, обращаюсь к наставникам.
Мой наставник — учитель параллельного класса Любовь Игоревна Чернавина. Она во многом мне помогает, поддерживает морально. В соседнем кабинете ведет уроки завуч гимназии Людмила Николаевна Карпова, тоже мой наставник. Правда, неофициальный.
Вот недавно ребята задали мне вопрос: «Почему в русском языке два спряжения?» И правда, почему? Так сложилось исторически. Или еще вопрос: «Почему плывут облака?» Вообще, дети — этот настоящие почемучки. Если дать им волю задавать вопросы, то весь урок у доски буду стоять я и отвечать-отвечать-отвечать…
В начальной школе дети учатся не только читать-писать-считать. Это еще и опыт выстраивать отношения с одноклассниками, общаться, дружить. Дети учатся творчески мыслить, проявлять доброту.
В моем классе 35 учеников. Да, нагрузка большая. И не всегда дети спокойны и послушны. Но, несмотря на мой небогатый опыт, я нашла свои лайфхаки, как успокоить класс и заставить продуктивно работать на уроках. Например, система бонусов. Если класс хорошо себя вел всю неделю, то по пятницам я разрешаю им свободную рассадку. Или отменяю какое-то одно домашнее задание. Это стимулирует ребят.
Мне очень нравится работать с детьми. Не только на уроках, но и после. У нас в гимназии проходит фестиваль «Лингвиненок» для учеников начальной школы — подготовка к нему очень вдохновляла и детей, и меня.
У меня нет любимчиков в классе. И я стараюсь не выделять кого-то из детей. Я просто люблю каждого ребенка из своего класса.
Что не нравится в работе? Просыпаться рано утром. Но я привыкаю постепенно.
Самое сложное сейчас для меня — работа с родителями. Я моложе их по возрасту, и мне психологически сложно давать рекомендации взрослым людям, «учить их воспитывать своих детей». Но я обязательно справлюсь с этой проблемой.
Многие родители контролируют и своего ребенка, и сам образовательный процесс. Это только мешает ребенку.
Ему некомфортно в школе. Мой совет родителям: больше доверяйте школе и учителям. В школе работают профессионалы, которые никогда не оставят ребенка с какой-то проблемой, в какой-то сложной ситуации.
С детьми и родителями мы договорились: на уроках и переменах дети не используют сотовые телефоны. Если ребенку нужно сообщить родителям о самочувствии или полученной оценке, надо спросить разрешения у меня. Я считаю, что игры и общение в интернете рассеивают внимание учеников. В школе дети должны учиться контактировать друг с другом лично, без смартфона-посредника.
В нашей гимназии дети учат английский язык с первого класса. Во втором начинают учить второй иностранный — французский или немецкий по выбору. Я считаю, все дети способны выучить иностранный язык, особенно если начали учить с первого класса. 6−7 лет — самый подходящий для этого возраст.
Не велика ли нагрузка на школьников в таком случае? Нет. Она адекватная. Если понизить планку, мы упустим возможности их развития. Согласитесь, не всегда свободное время дети используют для познания нового.
Когда-то много споров было про оценки в школе. В первом классе есть безоценочная часть обучения. Но оценки, считаю, нужны. Ребенок должен видеть результаты своих трудов. Отметка — это ориентир, чтобы понять и самому ученику, и учителю, знает предмет ребенок или нет. Если отказаться от отметок, нужно полностью переформатировать систему образования.
У меня есть страницы в соцсетях, с родителями и учениками у меня есть общие чаты. Но я придерживаюсь консервативного взгляда на контент в Сети. Учитель имеет определенный статус в обществе. Он пример для своих учеников. Поэтому определенные ограничения на фото, статусы и прочее я приветствую.
Когда я прихожу в класс, отключаюсь от всего внешнего мира, от всех вопросов и проблем. Работа приносит настоящее удовольствие. Я выбрала свою профессию.