25 января 2023 года Тульская гордума выбрала Илью Ильича Беспалова главой администрации Тулы. 26 января он подписал служебный контракт и дал первое интервью в новом статусе порталу Myslo.ru и газете «Слобода».
— С чего начнете на новой должности?
- Планирую скорректировать структуру городской администрации. Речь не о смене команды (с ней я уже достаточно давно работаю, знаю, кто на что способен), а о перераспределении зон ответственности. Хотя не исключаю, что буду привлекать новых людей, повышать уже работающих.
Мне помогает в работе опыт, который я получил на Тульском молочном комбинате: руководить крупным предприятием с большой численностью персонала, к тому же находящимся в стадии реконструкции и роста, непросто. Да и производство пищевых продуктов — конкурентный рынок, борьба за свое место там нешуточная. Кстати, тогда я думал — ну не будет чиновников, ничего не изменится. Главное же, мы, производители. Кто-то молочные продукты делает, кто хлеб… Когда пришел в администрацию, у меня изменилось мнение о чиновниках. Я понял, что это люди, которые решают большие задачи, и без их работы многие процессы в городе остановились бы.
— Вы доверяете своим сотрудникам?
- Ну, я вообще недоверчивый человек. Я проверяю их.
— Как чиновник вы смотрите на город из окна кабинета и служебной машины или все-таки и пешком ходите, на общественном транспорте ездите?
- Честно скажу, на протяжении прошлого года общественным транспортом пользовался раза два — пятым маршрутом троллейбуса. Что касается работы общественного транспорта, болевые точки мне понятны — как объективные, так и субъективные. Ещё 10 лет назад в городе преобладал транспорт малой вместимости — было где-то 1300−1400 единиц. Сейчас осталось 300, потому что постепенно этот вид транспорта уходит, на смену ему приходит транспорт большой и средней вместимости. Наши задачи сегодня — обеспечить регулярность движения, достаточное количество транспорта, доступность в любой точке города. При этом немаловажно работать над повышением качества самого транспорта. Знаю, многие люди жалуются на его состояние. Транспорт будет обновляться. В этом году Тула получит в лизинг 17 современных трамваев — такие в Москве уже есть. Дальше в планах — обновление автобусов. Это — достаточно дорогое мероприятие: например, один трамвайный вагон стоит 75 миллионов. Мы закупили новые по федеральной программе, в рамках которой часть цены субсидируется. К лету трамваи в Тулу уже должны прийти.
— Вы планируете встречаться с жителями, как будете выстраивать общение с горожанами?
— Я не кабинетный чиновник. В последние годы под моим контролем было большое хозяйство, поэтому я проблемные вопросы города знаю не только по отчётам. Провожу много выездных совещаний. На все смотрю лично. Получать обратную связь, узнавать о результатах своей работы нужно именно от людей. Каналы этой обратной связи могут быть разными — и встречи с населением, и личные приёмы, и социальные сети. Буду использовать все возможности.
— Вы долгое время занимались финансами города. Расскажите про бюджет города, за счет чего живем?
- Собственные поступления — это примерно половина всех доходов бюджета, без учёта безвозмездных поступлений. 23 миллиарда. В бюджете Тулы основная часть собственных поступлений — около 60% — налоги на доходы физических лиц. Второй источник — налоги на совокупный доход, поступающие от предприятий, работающих по упрощённой системе налогообложения. И третий источник — налог на землю от предприятий и физических лиц.
Современный тренд в развитии любого государства — это концентрация людских ресурсов вокруг городов. Так образуются агломерации. И они конкурируют между собой за качественные трудовые ресурсы. Тот город, который привлечёт к себе бОльшее количество этих качественных трудовых ресурсов, будет развиваться. Город, который не сможет этого сделать, умрёт или превратится в полностью зависимый дотационный регион.
В Туле мы создаем людям комфортные условия для жизни, чтобы предприятия могли работать и город — развиваться.
— Вопрос от пользователей портала Myslo.ru. Когда будет наведён порядок с котельными в Туле? В декабре и январе несколько случаев отключения отопления в Пролетарском районе.
- Действительно, было три отключения отопления в связи с аварийными работами на магистралях теплосети и в котельных. Я знаю об этих проблемах, будем ими заниматься.
Главной задачей главы администрации города считаю поддержание безаварийной жизни туляков. В Туле реализуется ряд программ по модернизации объектов водоснабжения. К примеру, перекладка аварийных участков магистральных водоводов. Задача была поставлена губернатором Алексеем Дюминым. Практически переложили Осетрово-Медвенский водовод и продолжим эту работу. В планах — обновление Масловско-Песоченского водовода. Есть вопросы и к качеству воды. На территории бывшего Ленинского района их больше всего. Вода жёсткая, с большим содержанием железа. В прошлом году была введена в эксплуатацию станция водоподготовки в Плеханово, запущена станция в Алёшне, и буквально в течение ближайшего месяца чистая вода придёт в Обидимо.
На качество воды влияет и состояние внутригородских водопроводных сетей. Поэтому ежегодно выделяем около 70 млн руб. на обновление сетей. Это помимо того, что делает сам «Тулагорводоканал».
— Еще один вопрос пользователей. Когда, наконец, город будет оборудован нормальными очистными сооружениями? Выражаясь прямо — когда перестанет вонять канализацией на весь город?
- Сейчас мы на этапе получения инвестиционных бюджетных кредитов для реализации проектов в сфере ЖКХ. Их дают на несколько лет как раз для строительства или реконструкции коммунальной инфраструктуры. Тульские очистные вошли в перечень реконструкции. Первый этап предполагает 1,1 млрд рублей на строительство цеха механического обезвоживания отходов. Этот процесс позволит избавиться от запаха. За ближайшие 2−3 года планируем проект реализовать и вопрос с неприятным запахом решим.
— Комфорт города складывается из продуманной транспортной сети. Расскажите подробнее, что в ближайших планах.
- Любой застройщик представляет проект планировки территории. В нем обязательно должна быть необходимая инфраструктура: школы, детские сады, учреждения здравоохранения, торговые площади, дороги, тротуары, большие парковочные пространства. Посмотрите на Северную Мызу, Петровский квартал, Юго-Восточный микрорайон или ЖК «Солнечный».
Город развивается в радиальном направлении. А въездные дороги остаются с прежней пропускной способностью. Отсюда и пробки. Администрация при поддержке главы региона и правительства Тульской области работает в этом направлении. Мы проектируем новые и реконструируем старые магистрали. Сейчас заключительную стадию экспертиз проходит проект реконструкции Калужского шоссе — там предусмотрено расширение дорожного полотна, новые развязки. Ещё один проект касается третьей очереди Восточного обвода. Проект реконструкции въезда у Красных ворот предусматривает расширение Московского шоссе, увеличение пропускной способности тоннеля. Большие изменения в транспортную инфраструктуру привнесет новый мост через Упу, эстакадный въезд на Павшинский мост. Это крупный проект, который после реализации разгрузит дороги, связывающие Зареченский, Советский и Привокзальный округа.
— Ваше отношение к шлагбаумам и заборам в городе.
- Отрицательное. Юридически жители могут устанавливать их на придомовой территории, но зачастую шлагбаумы могут мешать передвижению. Особенно в районах советского периода застройки. В таких случаях администрация накладывает сервитуты на такие решения. Например, такое было на придомовых территориях на ул. Приупской. Я выступаю за изменение нормативной базы по установке шлагбаумов — чтобы администрация участвовала в согласовании их установки.
— Горожан беспокоит состояние зеленых насаждений в Туле. Как будете решать проблему озеленения Тулы?
- Я живу на тринадцатом этаже. Сверху — вроде город зеленый. А когда едешь по Туле, заметно, что зелени не хватает в некоторых локациях. За последние годы мы сделали несколько скверов с большим количеством зеленых насаждений. Теперь важно обеспечить уход за ними. Для этого закупаем технику, средства малой механизации, а также закрепляем бригады за конкретными объектами.
Продолжим реализовывать проект озеленения проспекта Ленина. Первый этап завершили. Весной начнём сажать деревья. В планах — замена тоненьких липок на ул. Советской. Начали разбираться, почему деревья не растут, выяснилось, что там «исторический слой» — метра полтора. Корням к почве не пробиться. Поэтому взяли на вооружение тот же проект, что и на проспекте, — деревья будут в специальных модулях, чтобы им не вредили реагенты. Эту же технологию планируем использовать при посадке деревьев в Музейном квартале.
У нас есть хорошая идея по озеленению областного центра. Мы предлагаем трудовым коллективам поддержать её. Город предоставляет посадочный материал, коллектив сажает аллею. И потом за ней ухаживает. Так сотрудники управления по транспорту и дорожному хозяйству высадили сосны, липы на плотине по ул. Дм. Ульянова. Рассчитываю, что весной к нам присоединятся тульские предприятия, организации социальной сферы. Можно озеленять таким образом территории, прилегающие к социальным объектам, предприятиям и домам.
Планируем доделать Кировский сквер. Осталось определиться с источником финансирования.
— Чем снимаете стресс после работы? Где черпаете вдохновение?
- Стресс снимаю сном. И поездками на дачу, когда выходные дни получаются. А еще общением с семьей, друзьями — можно песни попеть под гитару, в бане попариться, зимой на беговых лыжах люблю.
— Как относитесь к критике?
- К обоснованной — положительно. Замечания приму и разберусь по существу.
Илья Ильич поддержал предложение Myslo — завести традицию раз в месяц отвечать на вопросы пользователей портала на ту или иную тему. Так что готовим темы и вопросы!
Беспалов Илья Ильич родился 6 января 1968 года в Туле.
Образование высшее: Тульское высшее артиллерийское инженерное училище (1990 г.), Тульский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (1997 г.), ТулГУ (2004 г.), МВА (2011 г.)
С 2002 по 2011 гг. работал на «Тульском молочном комбинате» сначала заместителем директора по финансам, затем генеральным директором.
С сентября 2011 г. — заместитель главы администрации города по экономическому развитию.
С марта 2021 г. занимал должность первого заместителя главы администрации Тулы.
В январе 2023 г. назначен главой администрации Тулы.