Ежегодный яснополянский фестиваль «Сад гениев» открылся предпремьерным показом двух документальных фильмов из цикла «Толстые». Представила их публике автор – праправнучка «великого Льва» Фёкла Толстая.
Родилась 27 февраля 1971 года.
Родители – Никита Ильич и Светлана Михайловна Толстые.
Образование: филологический факультет и аспирантура МГУ, режиссерский факультет ГИТИС.
Работала на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Маяк». С 2010 года ведет с Михаилом Козыревым передачу «Мишанина» на «Серебряном дожде».
Работала режиссером, ведущей программ «Времечко», «Ночной полёт», «Стань звездой», «Народный артист», «Всё сразу», «Большой обед», «Ты – то, что ты ешь», документального цикла «Великие династии» и др.
Съемки начались два с половиной года назад по заказу государственного телеканала «Культура», – рассказала зрителям Фекла Никитична. – Для меня это была особо эмоциональная работа, ведь я должна была рассказать о своей семье. Мы выбрали самых ярких с телевизионной точки зрения представителей из длинной родовой истории Толстых.
Например, героем одного из фильмов документальной толстовской «саги» стал сподвижник Петра Великого, первый граф в роду Толстых, Петр Андреевич. Еще один сюжет посвящен Федору Ильичу Толстому по прозвищу «Американец», совершившему кругосветное путешествие с Крузенштерном. Есть также фильм о «красном графе» Алексее Толстом – авторе трилогии «Хождение по мукам», романа «Петр Первый», фантастической повести «Аэлита» и пр.
О Льве Николаевиче фильм мы не сняли, потому что посчитали невозможным вместить в 26 минут рассказ о таком великом человеке. Но личность его, его мысли как самого яркого гения нашего рода пронизывают весь цикл…
Из восьми готовых картин для фестивального показа были отобраны две – о женщинах, чья судьба была наиболее тесно связана с Ясной Поляной. Это младшая дочь Толстого Александра Львовна и внучка – Софья Андреевна Толстая-Есенина.
Александра Львовна была самым близким человеком для отца, только ей он рассказал о своем уходе из Ясной. В 1914-м она отправилась на войну сестрой милосердия, вернулась полковником медслужбы с тремя «георгиями». После пяти арестов в Москве уехала в Ясную, занялась созданием музея, в 1921 году он был открыт. Построила школу-интернат, больницу, аптеку. В 1929-м эмигрировала, при участии известных российских деятелей (Б. Бахметьева, С. Рахманинова и др.) создала в США «Толстовский фонд». Через него от ужасов войны и политических репрессий было спасено около 700 000 граждан СССР.
Софья Андреевна – дочь Андрея Львовича Толстого. В 1925 году вышла замуж за Сергея Есенина, с которым прожила последние месяцы его жизни. Позднее она сделала очень многое для сохранения наследия поэта. В 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев. Благодаря ей во время войны были спасены уникальные документы и вещи из Ясной Поляны…
Фёкла обратила внимание зрителей на свой серебряный перстень-печатку. Украшенный родовым гербом Толстых, он передавался из поколения в поколение и был свидетелем великих человеческих судеб.
По завершении показа Фекла Толстая ответила на вопросы журналистов.
– Что для Вас было самым сложным при съемках?
– Выбрать то, что интересно и важно для зрителей. Ведь это все – семейная история, знакомая мне с детства, поэтому объективной быть непросто.
Мне очень хотелось, чтобы фильм был не столько о семье Толстых, сколько об истории страны, которая проходит через историю любой русской семьи.
– Можете ли Вы назвать своим соавтором Владимира Ильича Толстого, который довольно часто появляется в кадре?
– Он один из важных участников. Поступив на работу в Государственный толстовский музей в Москве, многому у него учусь.
…Мне кажется, что люди моей профессии могут оказаться полезными для музеев именно теперь. Сейчас музеи меняются и стараются превратиться из «пыльных собраний» (как многие их воспринимают) в пространства, где не просто можно что-то посмотреть, но еще и прожить яркие, эмоциональные впечатления. И именно журналисты могут помочь людям открывать эти музейные пространства, популяризировать удивительные богатства, которые они содержат.
– Есть планы попробовать себя в другой режиссуре, не документальной?
– Сейчас очень нравится работать именно с документалистикой. Я с удовольствием занималась режиссерской работой на «толстовских» фильмах, принимала участие в монтажах, писала тексты… Все, что я говорю в кадре, я всегда формулирую сама.
– Ваших коллег нередко можно увидеть в развлекательных шоу. Нет желания к ним присоединиться?
– С развлекательным телевидением у нас гармония: я его не очень-то смотрю, и оно мной не интересуется.
– А что смотрите?
– Новости, «Культуру», некоторые документальные фильмы по ТВ и много – в интернете. Как журналист, работающий на радио (Ф. Т. – ведущая канала «Серебряный дождь». – Прим. авт.), внимательно изучаю разные точки зрения. Мне это интересно.
– Фестиваль называется «Сад гениев». Могли бы Вы дать свое определение слову «гений»?
– С большим числом гениев, как, например, Софье Андреевне или Александре Львовне, мне общаться не довелось. Но несколько человек бесспорно гениальных я видела. Что потрясло – в жизни с ними невероятно тяжело! При этом видишь, что они буквально излучают свет, ниспосланный свыше. Мне кажется, что у всех людей есть связь с Богом, и у гениев эта связь – не тонкая ниточка, а мощное оптоволокно с гигантской пропускной способностью!
– Вокруг Вас столько интересных мужчин! Есть среди них самый-самый?
– Это вы о личной жизни спрашиваете? Все у меня в порядке: рядом есть умный, красивый, талантливый. Вот, кстати, сейчас именно он и звонит. Если интервью закончено, позвольте, я отвечу?
Фото Андрея Варенкова.