Система подготовки педагогов в России не изменялась многие годы. В последнее время число педагогических вузов и желающих работать учителями сокращается. По статистике, на 1-м курсе педвуза работать по профессии хотят 22% студентов. К концу обучения, на 5-м курсе, их число снижается до 10%. В результате в школы попадают учителя по так называемой схеме «двойного негативного отбора»: в педагогические университеты поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники.
Министерство образования и науки РФ решило разработать новые требования к учителям и новую программу их подготовки. Систему образования ждут следующие изменения:
- Основной моделью подготовки учителей станет «прикладной педагогический бакалавриат». Это значит, что обучение будущих педагогов будет проходить в тесном взаимодействии вузов и школ. Значительный объем теоретических занятий заменят практикой в школах. Причем практическую работу студентов в школах будут оплачивать!
- Откроются программы переподготовки для студентов, которые захотели стать учителями. Педагогические науки будут преподавать и у студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата.
- Поступить в педвуз станет сложнее - будут введены дополнительные вступительные экзамены. Повышенные требования будут предъявлять и к результатам ЕГЭ.
- Развитие получат магистерские программы для тех, кто уже имеет высшее образование и хотел бы преподавать в школе. Появятся магистратура и для подготовки учителей-методистов и управленцев.
- Результаты работы студентов занесут в цифровое портфолио, которое понадобится в будущем: для аттестации и работодателя.
- Учителя будут сдавать квалификационный экзамен, который позволит оценить качество их подготовки.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко пояснила:
Надежда Шайденко
Это должна быть своеобразная проверка на профпригодность. Нельзя пускать в школу педагогов, которые не любят детей, там не место злым людям. В свое время я много лет была ректором педагогического университета и, когда родители спрашивали, как выбрать для первоклашки хорошего учителя, я советовала: «Придите в школу во время урока и послушайте за дверью, как учитель общается с классом. Если кричит, топает ногами, выгоняет кого-то, надо бежать от такого педагога». Школа - не место для людей со слабыми нервами. Все это можно проверить с помощью психологических тестов.
Реализация пилотных проектов по подготовке учителей по новой системе начнется уже в 2014-2015 гг. Первопроходцами станут 17-25 вузов, в которых пройдет отработка новых моделей и программ обучения студентов педвузов. Пока неизвестно, войдет ли в список пилотных Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.