С августа 2013 года остановки в тульском транспорте объявляет компьютер. Раньше это входило в обязанности водителей или кондукторов, и теперь они очень рады, что избавились от этой дополнительной работы:
![](/Content/Contents/89/01/944e-00bd-471e-81c3-986491acbf85/74ca56d4-13f0-4089-9208-f9e1f1ab6fbc.jpg)
Юрий Патрушев, водитель троллейбуса
- Я рад, что мне не приходится объявлять остановки! Если честно, мне всегда было ОЧЕНЬ лень этим заниматься. Теперь эту работу за меня делает компьютер. Огромное спасибо ему за это. Хотя я не совсем понимаю необходимость озвучивания остановок. Ведь если человек не знает, где ему выйти, он обычно спрашивает об этом у кондуктора или водителя. Наверное, объявление просто повышает культуру обслуживания.
![](/Content/Contents/89/01/944e-00bd-471e-81c3-986491acbf85/e6ce69cc-dbf5-4913-8a5e-237f546f0998.jpg)
Светлана Русакова, кондуктор троллейбуса
- С одной стороны, хорошо, что водителю теперь не нужно мучиться с названиями остановок. Он может не волноваться о качестве салонной связи и исправности микрофона. Но вот произношение названий…с этим туго. Что за остановка: «МАКАРНКА», «КМСОМОЛСКАЯ»? Жаль, не записываю все «шедевры». Но я понимаю, что это устройство необходимо. Во-первых, пассажиры раньше жаловались на нечеткость речи водителей из динамиков, ну а во-вторых, в Москве уже давно перешли на эту систему. Значит, и нам пора.
Действительно ли «компьютерная» женщина нещадно коверкает названия остановок, как утверждает Светлана?
Но, как оказалось, автоинформатор ошибается не только в ударениях.
Другие его минусы согласились прокомментировать технические работники транспортной системы. Сергей Головизин, контактник, рассказал, какие еще подводные камни таит в себе эта система:
- Это устройство - ГЛОНАСС - работает по принципу навигатора: при приближении к остановке и отдалении от нее происходит автоматическое объявление. И порой, когда автобус/трамвай/троллейбус стоит в пробке, компьютер не может сориентироваться и называет остановку, к которой транспортное средство еще не приблизилось. Ошибки бывают и при передаче звукового файла из центральной диспетчерской службы.
![](/Content/Contents/89/01/944e-00bd-471e-81c3-986491acbf85/89e8329b-a926-46b7-b840-559254586ad2.jpg)
Роман Сатаев, транспортник
- Я создаю данные для электронных маршрутоуказателей и заливаю их по устройствам в вагоны. Остановки во многих трамваях озвучивает «Гранит навигатор». Он не умеет работать со светодиодными электронными табло, и, к тому же, вгоняет своим монотонным, скучным голосом в спячку. Определенно, ставлю ему минус.
Роман прав: действительно, голос из динамиков общественного транспорта утомляет. Но все же нам приходится к нему прислушиваться, когда мы не знаем, где точно должны выйти. Чаще всего остановки объявляет женский голос. Вы никогда не задумывались, почему? Вот как объясняет этот выбор профессиональный психолог.
![](/Content/Contents/89/01/944e-00bd-471e-81c3-986491acbf85/9f1a333e-b499-422c-88b1-94eba14b5caa.jpg)
Мальвина Мацук, кандидат психологических наук
- Я могу объяснить это ассоциацией с голосом матери. С любимыми, близкими людьми и детьми мы говорим с повышенной интонацией, а женский голос априори выше мужского. Значит, у людей он вызывает доверие, симпатию.
Но, как оказалось, в Туле по трамвайным маршрутам путешествует и мужской голос. Только он не компьютерный, а реальный – человеческий!
Как вы представляете себе его обладателя? Может, он с бородой и бакенбардами? А может, он гладко выбрит и носит серьгу в ухе? Нам надоело фантазировать, и мы нашли его – голос тульского общественного транспорта! Знакомьтесь, Алексей!
Алексей Лыков
- Я сам был инициатором записи своего голоса. Идея озвучивания остановок пришла ко мне после того, как мне в руки попала книга об улицах Тулы. Многие названия уже давно потеряли для туляков смысл. И тут я подумал: надо бы народец наш просветить…и к фамилиям я добавил имена людей, в честь которых, собственно, названы остановки. К тому же, меня раздражает озвучка электронным голосом. Некоторые остановки давно устарели, например, «Остановка магазин Океан», но компьютерная женщина все равно объявляет их так. Чтобы устранить такие нелепости, я записал свой голос на радиостанции. Теперь его можно услышать в новых трамваях транспортных компаний "УралТрансМаш" и "Аврора".
Алексей учится на водителя трамвая.
Нам стало интересно, кто по профессии люди, озвучивающие остановки в других городах?
В Красноярске этим занимается актриса театра «Красный факел» Владислава Франк. Ее голос записывает звукооператор Юрий Исаков, работавший с такими известными артистами как Валерий Леонтьев, Леонид Агутин, Валерий Меладзе, Николай Басков:
Владислава Франк
В казанском транспорте остановки оглашаются на двух языках профессиональными дикторами: на русском – Николаем Игнашовым и на татарском – Файрузой Масхут:
Николай Игнашов и Файруза Масхут
А в культурной столице России Санкт-Петербурге для этой цели записаны голоса звезд: Эдиты Пьехи, Александра Розенбаума и Михаила Боярского:
Михаил Боярский
Эдита Пьеха
Александр Розенбаум
Автор: Вероника Левина
Чей голос хотели бы слышать вы из динамиков тульских автобусов, троллейбусов и трамваев?