С августа 2013 года остановки в тульском транспорте объявляет компьютер. Раньше это входило в обязанности водителей или кондукторов, и теперь они очень рады, что избавились от этой дополнительной работы:
Юрий Патрушев, водитель троллейбуса
- Я рад, что мне не приходится объявлять остановки! Если честно, мне всегда было ОЧЕНЬ лень этим заниматься. Теперь эту работу за меня делает компьютер. Огромное спасибо ему за это. Хотя я не совсем понимаю необходимость озвучивания остановок. Ведь если человек не знает, где ему выйти, он обычно спрашивает об этом у кондуктора или водителя. Наверное, объявление просто повышает культуру обслуживания.
Светлана Русакова, кондуктор троллейбуса
- С одной стороны, хорошо, что водителю теперь не нужно мучиться с названиями остановок. Он может не волноваться о качестве салонной связи и исправности микрофона. Но вот произношение названий…с этим туго. Что за остановка: «МАКАРНКА», «КМСОМОЛСКАЯ»? Жаль, не записываю все «шедевры». Но я понимаю, что это устройство необходимо. Во-первых, пассажиры раньше жаловались на нечеткость речи водителей из динамиков, ну а во-вторых, в Москве уже давно перешли на эту систему. Значит, и нам пора.
Действительно ли «компьютерная» женщина нещадно коверкает названия остановок, как утверждает Светлана?
Но, как оказалось, автоинформатор ошибается не только в ударениях.
Другие его минусы согласились прокомментировать технические работники транспортной системы. Сергей Головизин, контактник, рассказал, какие еще подводные камни таит в себе эта система:
- Это устройство - ГЛОНАСС - работает по принципу навигатора: при приближении к остановке и отдалении от нее происходит автоматическое объявление. И порой, когда автобус/трамвай/троллейбус стоит в пробке, компьютер не может сориентироваться и называет остановку, к которой транспортное средство еще не приблизилось. Ошибки бывают и при передаче звукового файла из центральной диспетчерской службы.
Роман Сатаев, транспортник
- Я создаю данные для электронных маршрутоуказателей и заливаю их по устройствам в вагоны. Остановки во многих трамваях озвучивает «Гранит навигатор». Он не умеет работать со светодиодными электронными табло, и, к тому же, вгоняет своим монотонным, скучным голосом в спячку. Определенно, ставлю ему минус.
Роман прав: действительно, голос из динамиков общественного транспорта утомляет. Но все же нам приходится к нему прислушиваться, когда мы не знаем, где точно должны выйти. Чаще всего остановки объявляет женский голос. Вы никогда не задумывались, почему? Вот как объясняет этот выбор профессиональный психолог.
Мальвина Мацук, кандидат психологических наук
- Я могу объяснить это ассоциацией с голосом матери. С любимыми, близкими людьми и детьми мы говорим с повышенной интонацией, а женский голос априори выше мужского. Значит, у людей он вызывает доверие, симпатию.
Но, как оказалось, в Туле по трамвайным маршрутам путешествует и мужской голос. Только он не компьютерный, а реальный – человеческий!
Как вы представляете себе его обладателя? Может, он с бородой и бакенбардами? А может, он гладко выбрит и носит серьгу в ухе? Нам надоело фантазировать, и мы нашли его – голос тульского общественного транспорта! Знакомьтесь, Алексей!
Алексей Лыков
- Я сам был инициатором записи своего голоса. Идея озвучивания остановок пришла ко мне после того, как мне в руки попала книга об улицах Тулы. Многие названия уже давно потеряли для туляков смысл. И тут я подумал: надо бы народец наш просветить…и к фамилиям я добавил имена людей, в честь которых, собственно, названы остановки. К тому же, меня раздражает озвучка электронным голосом. Некоторые остановки давно устарели, например, «Остановка магазин Океан», но компьютерная женщина все равно объявляет их так. Чтобы устранить такие нелепости, я записал свой голос на радиостанции. Теперь его можно услышать в новых трамваях транспортных компаний "УралТрансМаш" и "Аврора".
Алексей учится на водителя трамвая.
Нам стало интересно, кто по профессии люди, озвучивающие остановки в других городах?
В Красноярске этим занимается актриса театра «Красный факел» Владислава Франк. Ее голос записывает звукооператор Юрий Исаков, работавший с такими известными артистами как Валерий Леонтьев, Леонид Агутин, Валерий Меладзе, Николай Басков:
Владислава Франк
В казанском транспорте остановки оглашаются на двух языках профессиональными дикторами: на русском – Николаем Игнашовым и на татарском – Файрузой Масхут:
Николай Игнашов и Файруза Масхут
А в культурной столице России Санкт-Петербурге для этой цели записаны голоса звезд: Эдиты Пьехи, Александра Розенбаума и Михаила Боярского:
Михаил Боярский
Эдита Пьеха
Александр Розенбаум
Автор: Вероника Левина
Чей голос хотели бы слышать вы из динамиков тульских автобусов, троллейбусов и трамваев?