С 1 июля 2014 года все таксисты, желающие получить лицензию на частный извоз, должны перекрасить свои авто в жёлтый или белый цвет. Остальные требования к легальным извозчикам не изменились: медицинское освидетельствование перед поездкой, техосмотр машины, стаж вождения не менее трёх лет и опознавательные знаки такси. Однако даже эти простые требования многие тульские извозчики не соблюдают.
Татьяна
Я вызвала такси. Мне быстро пришло уведомление о том, что машина меня ждёт возле подъезда, однако на улице пришлось ждать ещё минут 20. Когда машина подъехала, я высказала свои претензии водителю, а точнее, водительнице. Но женщина отреагировала на мои замечания агрессивно. Сначала пыталась выгнать меня из машины, а потом заблокировала двери и повезла в неизвестном направлении. По телефону она сказала кому-то, что сейчас привезёт недовольную клиентку, чтобы «объяснить», как нужно себя вести.
К счастью, на светофоре девушке удалось открыть дверь и выскочить из такси. Татьяна подала в полицию заявление на таксистку. Сейчас идёт расследование.
Диана Мартынова
Заказала такси из Скуратово до Тулы. Перед подъездом я увидела настоящую «развалюху» – очень старую «копейку». Ехать на таком авто я отказалась – побоялась за безопасность свою и ребёнка.
Илья Степанов, экс-владелец службы заказа такси, а сейчас – руководитель информагентства:
Илья Степанов
Подобные случаи в Тульской области – не редкость. Людей увозят в неизвестном направлении, обворовывают, оскорбляют, предлагают ездить на старых авто и т. д. А всё потому, что у нас чаще всего жители заказывают такси в так называемых диспетчерских службах заказа. Их деятельность никак не регламентируется законом, и водители в таких службах – нелегальные – «бомбилы».
«Диспетчерские службы заказа» не подпадают под федеральный закон №69, регламентирующий деятельность такси. Вы звоните по телефону якобы в такси, заказываете автомобиль, а к вам приезжает «бомбила». В таком случае вы ставите свою жизнь под угрозу: за рулём может оказаться кто угодно, даже водитель, лишённый прав и медицинского освидетельствования. Однако у «диспетчерских» есть весомый аргумент против легальных такси – цена.
Олег Бекетов, исполнительный директор НП «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области»:
Игорь Бекетов
В легальных такси водители обязаны выдавать клиентам квитанции, проходить предрейсовый медосмотр, а машина – технический осмотр. Сам таксист должен иметь стаж вождения не менее трёх лет, а на машине должен быть установлен оранжевый фонарь и цветографическая схема такси, проще говоря, «шашечки». С этого года, чтобы получить лицензию, необходимо иметь авто жёлтого или белого цвета. Всё это – затраты перевозчика. Соответственно, все дополнительные вложения средств в такси сказываются на конечной стоимости поездки.
У диспетчерских таких проблем нет. По словам таксистов, идут они в этот бизнес не от хорошей жизни. Чаще всего работа «бомбилой» – это подработка. Одно время нелегалы наносили на свои авто опознавательные знаки такси. Теперь же подобное «творчество» карается по закону штрафом.
Татьяна Петрик, начальник отдела пропаганды УГИБДД России по Тульской области:
Татьяна Петрик
За незаконное нанесение цветографической схемы или установку «фонаря» такси штраф для автовладельца составляет 2500 рублей. Если же автовладелец ещё и управляет машиной с незаконными символами – штраф возрастает до 5000 рублей с конфискацией приспособлений.
Потому теперь «бомбилы» ездят на машинах без опознавательных знаков – чтоб не «попадать на деньги».
Пожаловаться на такси можно, в первую очередь, непосредственно в службу такси, откуда к вам прибыл автомобиль. Во-вторых, в Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области (ул. Октябрьская, 44, тел. 39-37-87). Жалоба не должна быть анонимной, нужно указать: ФИО, адрес, телефон, а также название службы такси, суть вашего недовольства, время и дату поездки, по возможности – номер машины. Пожаловаться на такси можно и в Роспотребнадзор, так как частный извоз – это вид услуги и регламентирует его закон «О защите прав потребителей».
Если вы видите, что к вам приехал автомобиль без каких-либо опознавательных знаков, помните – перед вами нелегал.
И, садясь в его машину, вы никак не застрахованы от возможных рисков.
Кстати, недавно в Москве ввели обязательное оборудование такси пассажирскими подушками безопасности и детским креслом (удерживающим устройством). В Туле пока законодательно такой момент не закреплён. И за дополнительное оборудование с вас возьмут от 150 до 300 рублей к цене поездки. Доплата за детское кресло не является нарушением закона. Если вас не устраивает стоимость какой-то услуги, вы просто можете спокойно от неё отказаться.
Мы решили выяснить, как тульские таксисты соблюдают требования к такси.
Мы заказали машину в популярной и недорогой тульской службе такси. Маршрут был недалёкий – от проспекта Ленина, 127 до Городского концертного зала. Через две минуты после вызова на телефон пришла смска:
"В 18:06 к Вам подъедет Юрий в серебристом «Митсубиси» 192. Цена поездки 160 рублей."
Буквально через пять минут подъехал серебристый «Лансер». Без «шашечек», без оранжевых фонарей и каких-либо надписей. За рулём сидел не пристёгнутый, но улыбчивый 40-летний шофёр Юрий. Внутри автомобиля не было даже намёка на то, что это такси. Никаких карточек водителя, прейскуранта, правил перевозки – ни-че-го. Авто тронулось – водитель и не думал пристегнуться.
Путь у нас занял около 25 минут. К счастью, водитель был трезв, правила дорожного движения соблюдал и ни в какие страшные места нас не увёз.
Вот только чека по итогам поездки не выдал: «Надо было заранее оператору сказать – я бы на базу за бланком заехал, – так же улыбаясь, сказал шофёр. – Но вы не огорчайтесь, если на работу бумажка нужна, вы к нам в центральный офис езжайте – там вам всё выдадут. Или же оператору позвоните – они на «мыло» всё сбросят».
По поводу цвета автомобиля Юрий ответил, что никаких ЦУ не было – да и какой же он таксист? Он просто девушку знакомую подвозит. Так что с него и спросу нет.
Требования к такси:
- Цветографическая схема («шашечки»)
- Цвет – жёлтый или белый
- «Фонарь» на крыше жёлтого цвета
- Стаж водителя – не менее трёх лет
- Регулярное прохождение ТО
- Предрейсовый медосмотр водителя
- Информация о правилах перевозки
- Бланк строгой отчётности
- Карта водителя
- Таксометр (если оплата по километражу)
- Прейскурант (если оплата по километражу)