Бизнесмен Александр Лебедев хочет создать сельскохозяйственный кластер в Тульской области

Бизнесмен Александр Лебедев хочет создать сельскохозяйственный кластер в Тульской области

Он собирается сдавать землю в аренду желающим заняться выращиванием экологически чистой продукции.

Как сообщают "Известия", бизнесмен Александр Лебедев хочет создать сельскохозяйственный кластер в Тульской области. Желающим попробовать себя в роли фермера он готов сдавать участки земли для выращивания экологически чистой продукции. При этом сам Лебедев рассчитывает зарабатывать на перепродаже экопродуктов через онлайн-магазин.

Как рассказал «Известиям» Александр Лебедев, земля под проект площадью 1 тыс. га уже оформлена в собственность. Инфраструктура в этом районе уже есть, электричество подключено. Всего в собственности Национальной земельной компании Лебедева, которая была основана в 2006 году и специализируется на производстве картофеля, зерновых, овощей в Тульской и Брянской областях, находится 45 тыс. га земли.

Бизнесмен рассчитывает, что инвестиции в проект не превысят 500 млн рублей.

— Начнем эксперимент с 10 фермерских хозяйств, постепенно расширим до 100, а потом — до нескольких сот, — говорит он. — Выращивать будем все виды овощей, фруктов, разводить скот, птицу. Планируем производить экопродукцию без использования пестицидов, гербицидов и синтетических удобрений. Подобные кластеры достаточно хорошо развиты в  Западной Европе, например в Германии и Англии, они показывают весьма высокую производительность. Я этот проект задумал давно, но всё откладывал, так как было некогда.

По задумке Лебедева, это будет проект, рассчитанный в первую очередь на москвичей.

— Подойдет для тех, у кого есть дети. Участки будут площадью 2–4 га. Необязательно самим доить коров или работать на тракторе, — говорит Лебедев. — Можно нанять гастарбайтеров в рамках квоты. Сейчас главная задача — найти людей, которые не утратили навыки, имеют интерес, готовы соблюдать технологический цикл, обеспечивать качество, проходить сертификацию.

Лебедев хочет, чтобы входной билет составил около $5–10 тыс., в него войдет стоимость аренды земли, строительства дома, аренды техники. Всё необходимое можно будет взять в рассрочку, на льготных условиях.

— Первая цель — добиться самоокупаемости, выйти в ноль, — говорит Лебедев. — А вообще введем кооперативные принципы, то есть будем делить прибыль на всех участников. Нам придется сталкиваться с разными людьми, и надо смотреть, чтобы они не были лежебоками, скандалистами, это коллективное усилие, всем надо будет работать.

С фермерами будет заключаться централизованный контракт на сбыт произведенной продукции, которую Лебедев будет реализовывать через собственный интернет-магазин. Договариваться с крупными сетями он пока не планирует.

— У нас уже сложился круг клиентуры, первое время было бы достаточно 1 тыс. клиентов, которым мы будем развозить продукцию по домам, — рассказывает он. — Цены будут не выше, чем в «Азбуке вкуса» или «Седьмом континенте». При 1 тыс. клиентов мы сможем рассчитывать на выручку $10 млн в год. На окупаемость проект может выйти лет через пять.

Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко скептически оценивает бизнес-составляющую этого проекта.

— С одной стороны, экопродукция имеет потенциал, Тула находится рядом с Москвой, москвичи состоятельные, любят покупать экопродукты, ездить за город ближе к природе. Но это всё в теории. А на практике экопроизводство — очень сложная, трудоемкая технология, требующая высокого профессионализма и ручного труда.

Привлекательность проекта, по его мнению, может быть в том, что среди представителей среднего класса стало модным заводить свои фермы. В Европе распространена практика, когда человек покупает долю в сельхозпредприятии.

— Если на ферме будут работать профессиональные управленцы, а москвичи просто будут заниматься экотуризмом и созерцать, то такая схема реалистична, — говорит Даниленко. — Но если они сами будут вести хозяйство, приезжая-уезжая, я это слабо представляю, поскольку подобный труд требует полной самоотдачи. Чтобы добиться доверия потребителей к продукции, потребуется мощная рекламная кампания. Сейчас экопродукция дороже обычной на 50–100%.

У Александра Коновалова, владельца экофермы, основателя объединения «Экокластер» подобный проект действует уже четвертый год. Его ферма находится в Шаховском районе Московской области в 120 км от Москвы.

— Необходима собственная сеть реализации, — уверен он. — Экопродукт по себестоимости будет дороже обычного на 40–50%. А для крупных розничных сетей главное — низкая цена и большой срок хранения. Я реализую продукцию через свою сеть, включающую несколько магазинов, а также через интернет-магазин.

Коновалов считает, что рентабельность этого бизнеса составляет 35%. Он уверен, что инвестиций в 400–500 млн рублей на 1 тыс. га недостаточно, необходимо как минимум 800 млн рублей.

— Главное, чтобы производство отвечало современным органическим стандартам, — рассказывает он. — Необходим экосертификат, для приобретения которого каждый год надо проводить экспертизу почвы, земли и воды, такая экспертиза стоит €2–2,5 тыс., ежегодно ее надо подтверждать.

21 июня 2013, в 20:52 0
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Тулякам должны бесплатно опломбировать счетчики на воду
Тулякам должны бесплатно опломбировать счетчики на воду
В крупном ДТП под Тулой погиб маленький ребенок
В крупном ДТП под Тулой погиб маленький ребенок