«Я инвалид, живу в Дубенском доме-интернате. У нас здесь ужасные условия. Над нами издеваются, плохо кормят, дают одну капусту, отбирают деньги. Жить здесь просто невыносимо. Одна надежда на вас. Помогите!», — с таким криком о помощи в редакцию позвонил один из жителей интерната.
После такого заявления корреспонденты Myslo решили поехать в Дубенский дом-интернат и узнать о проблеме из первых уст. Чтобы провести проверку «по всем правилам» и законно зафиксировать возможные нарушения, журналисты обратились в прокуратуру области с просьбой присоединиться к расследованию. Правоохранители не смогли быстро отреагировать на сообщение, поэтому журналисты отправились в интернат сами. В настоящее время наш запрос находится в Дубенской прокуратуре.
Однако проверка прокуратуры здесь вряд ли понадобится.
О приезде корреспондентов Myslo в доме-интернате никто не знал. Поэтому мы не сразу застали директора на месте. Зато с порога успели пообщаться с проживающими там пенсионерами. Они о проблемах в интернате и не слышали.
- Ну какие у нас могут быть проблемы? Мы тут хорошо живем, нас тут кормят, полностью обслуживают, помогают во всем. И персонал у нас хороший. Это наш дом. И мы тут ко всем и ко всему привыкли, — рассказал Алексей Горячев.
- У нас вычитают 75% из пенсии, так положено. Остальное — на наши личные расходы — конфетки, сигареты. Этого нам хватает, потому что всё необходимое для жизни здесь есть — еда, обслуживание. Мы здесь знаем друг друга, собираемся все вместе, общаемся. Живём как в сказке, выходим на улицу, когда хотим, никаких ограничений, — говорят сидящие за столом Любовь, Николай, Олег и Виктор.
Виктор Рузин живет в отдельной комнате со своей женой. Вся стена их увешана медалями. В разговоре понимаем, что это семья спортсменов.
- Моя жена Любовь Рубинович уехала на всероссийский чемпионат по пауэрлифтингу в Сочи. У неё много наград. Мы оба из детского дома, инвалиды. Нам больше некуда пойти. Я ездил по разным домам-интернатам, но выбрал Дубну. Мне здесь нравится. И кормят хорошо, и обслуживание на высоком уровне. Ну, а если нужно, мы, конечно, помогаем, — рассказал Виктор Рузин.
Почему же тогда в редакцию поступают жалобы? На этот вопрос ответил директор ГУТО «Дубенский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Виталий Хамзин. Оказывается, проживающие обращаются не только в редакцию, они пишут жалобы в правительство Тульской области и даже президенту. Но руководитель учреждения уверяет: в интернате всё в рамках закона.
- Раньше проживающие за содержание платили 75% от пенсии, но не больше экономически обоснованной суммы. До конца 2015 года эта плата составляла не больше 5700 рублей. Но с 1 января в силу вступил Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания». Он перевернул жизнь в доме-интернате с ног на голову. Теперь мы вынуждены брать не больше 75% от среднедушевого дохода, но суммы обслуживания изменились. Сейчас средняя плата в доме-интернате – 18 350 рублей, в зависимости от отделения. За тех, кто получает маленькую пенсию и не может покрыть расходы, доплачивает государство. Конечно, это несправедливо. У всех разные суммы. при этом условия не поменялись, у всех одинаковое меню, одинаковое обслуживание, и естественно, это всех возмущает, – пояснил Виталий Хамзин. – Согласно закону изменилось и меню в нашем доме-интернате. Стало больше овощей, фруктов, йогуртов. Пенсионерам это не нравится. Ко мне приходят дедушки и говорят: «Зачем мне этот банан? Дай лучше кусок мяса!» Но я не могу.
Диетологи непреклонны. Говорят, что нужно настраивать проживающих на здоровый образ жизни.
Кормят, согласно меню, в доме-интернате четыре раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. В меню каждого дня заложено: 290 г овощей, 150 г фруктов, 90 г говядины, 32 г рыбы, 20 г творога. Кроме этого, колбаса, сок и кондитерские изделия. Эти нормы утверждены законом.
По словам директора, несмотря на жалобы некоторых жителей интерната, большинство всё же с пониманием относится к закону.
За один день корреспонденты не могут увидеть всё, происходящее за стенами интерната. Если вы знаете о несправедливости в Дубенском доме-интернате или в другом госучреждении, расскажите об этом автору материала Оксане Косяковой в соцсетях или на [email protected].