Фото из архива Myslo

Водители «Тулгорэлектротранса»: «Нас поставили в нечеловеческие условия»

Водители рассказали Myslo, что в городских ДТП с участием общественного транспорта «виноват» план выручки, установленный «Тулгорэлектротрансом».

После публикации на Myslo материала о бывшем водителе трамвая Алексее Авдокушине, который подал в суд на «Тулгорэлектранс» за то, что его уволили незаконно, в редакцию обратился коллектив водителей автобусного парка «Тулгорэлектротранса». «Мы хотим встретиться с вашим корреспондентом и рассказать, что происходит в нашей организации. Случай с Авдокушиным – не единичный. Это происходит постоянно».

По понятным причинам водители попросили не публиковать их имена: «Неизвестно, сколько каждому из нас удастся проработать после выхода этой статьи. У всех нас – семьи, дети. Найти работу сейчас непросто».

Поскольку водителей было много, мы встретились с ними группами в несколько заходов.

 

Адский план

Водитель А.:

– Как вы и рассказывали в статье про Авдокушина, водителей «Тулгорэлектротранса», то есть общественного транспорта, обязали выполнять план, привозить с рейсов определённую сумму – её величина зависит от маршрута. Правда, существование этого плана дирекция «Тулгорэлектротранса» отрицает. На собраниях мы всегда спрашиваем у и. о. директора «Тулгорэлектротранса» Валерия Симаковича: «Когда уберете план?» Он отвечает: «У вас плана нет. Если что не нравится – увольняйтесь». Однако план есть. Есть и документ – план-факт анализ выручки по водителям. В чём смысл этого плана? Чтоб получить нормальную зарплату, надо набрать за рейсы указанную «минимальную» сумму. Не набираешь – получаешь 8 тыс. руб.


План-фактный анализ выручки по водителям в период с 1 по 19 февраля 2016 года. В графе «плановая выручка» указана минимальная сумма, которую водитель обязан привезти от продажи билетов.
Водители разделены на группы – 60, 70, 80 и т. д. – эти цифры показывают, сколько процентов от заданной планом суммы привёз водитель. «В графах «отклонение» указывается, какой суммы не хватает, сколько нужно доложить из своего кармана, чтоб получить нормальную премию, – объясняют водители. – Чтобы 120% от плана набрать – это надо сутками из автобуса не вылезать».

 

Водитель М.:

– Работаю на автобусе не один десяток лет. Вы, наверно, уже не застали те времена, когда в салонах были компостеры? В прошлом месяце моя зарплата составила 8 тысяч рублей: аванс 5 тыс. руб., расчёт 3 тыс. руб. Премию срезали за то, что не «донёс» нужную до своего плана сумму.

За эти 8 тысяч я вставал в три часа ночи, домой приходил около восьми вечера.
Так 20 смен.

Это очень тяжело. Год назад как водитель я получал 27 тыс. руб.

 

Ревизоры подсовывают левые билеты

Водитель С.:

– Чтобы срезать премию, начальство «Тулгорэлектротранса» заставляет ревизоров находить у водителей несуществующие нарушения. Кондукторов убрали, зато стало много ревизоров. Ты постоянно в напряжении, ждёшь, когда к тебе в салон на остановке зайдут ревизоры – ведь приходится следить, чтобы они не подбросили левых билетов или сумку (якобы взрывоопасный предмет). За день заходят по 5-10 раз. Безбилетников не штрафуют – штрафуют водителя.

Что значит «подбрасывают билеты»? Пассажир оплатил проезд, я выдал ему билет. Этот билет ревизор при проверке у него забирает, а из кармана достаёт другой билет – и меняет их.

Мой билет кладут себе в карман, с левым идут ко мне: «Это не твой билет, мы нашли его у пассажира».

Пассажир и не в курсе, какой номер на билете был. Всё, составляется акт, я должен объяснить, почему у пассажира такой билет. 

У водителя в должностной инструкции написано, что он должен на конечной станции ходить по салону, проверять, нет ли взрывоопасных предметов. Однако времени на это абсолютно нет: нам даётся на всё 2 минуты, за которые нужно успеть записать проданные билеты, посчитать, заполнить учётный лист. Да, это все выполнимо, если правильно, оптимально настроить рабочий график водителя, если увеличить время маршрута. Мы же приезжаем на конечную остановку уже с опозданием, а сзади уже подпирает другой автобус, надо скорее ехать – времени на осмотр салона просто нет!

 

Почему водители стали гонщиками?

Водитель С.:

– Из-за этого плана и начались гонки, чего раньше не было вообще. Когда такое было, чтобы водитель общественного транспорта гнал, подрезал? Водители стараются выполнить установленный план. Созданы такие условия труда, что невозможно по-другому. Потому в городе и происходят все эти аварии и ДТП с участием общественного транспорта.

Водители – не роботы, они не могут совершать 150 операций в минуту в течение 12 часов!

Водитель должен отвечать только за дорогу и безопасность пассажиров. Но не за деньги и билеты.

На видео – авария 17 февраля на ул. Генерала Маргелова с участием автобуса №18. Пострадал ребенок:

 

Везём пассажиров на свой страх и риск

Водитель М.:

– Это только внешне и в салоне автобусы чистенькие, красивые. По факту же 50% техники автопарка – неисправны. Раньше, при Воеводине (руководитель «Тулгорэлектротранса» с 2006 по 2013 гг.), тоже был бардак, но не до такой степени. Да, не хватало запчастей – но они были! К слесарям подходишь – отвечают: «А что мы сделаем? Запчастей нет». Да что запчастей!.. У них даже ключей нет нормальных.

Как раньше было? Если с автобусом неисправность – едешь в гараж, берёшь исправную машину. А сейчас ты заехал в гараж – машину чинить нечем. Сидишь в резерве. А значит, не везёшь план, не дорабатываешь часы, не получаешь зарплату.

Мы вынуждены выходить на линию с неисправностями.

Антифриза нет – езжай на линию, масла нет – езжай на линию. Ты выехал на линию, ты подписал путёвку, тебе подписал путёвку механик, что машина исправна. То есть, если что-то случается с автобусом – колесо полуспущено, с мотором проблемы или что хуже, виноват будет водитель. Выезжаешь с поломкой – штрафуют водителя, спрашивают: «Зачем вышел? Или поломка случилась в пути?» По всем документам получается, что виноват водитель.

В любом случае ты виноват и тебя накажут: либо за то, что не выехал из-за поломки, либо за то, что выехал на неисправном автобусе. Дирекцию «Тулгорэлектротранса» не волнует, что мы возим людей. По факту тульские пассажиры ездят в небезопасном транспорте.Это огромный риск.

 

Рабство за копейки

Водитель В.:

– У водителей предусмотрено семь видов премий по оплате труда. Однако когда ты не привозишь план либо не вырабатываешь часы, получаешь 8-12 тыс. руб. – тебя лишают всех этих премий. На каком основании – непонятно. Приходишь разбираться в плановый отдел, говорят: не нравится – увольняйся.

Максимум, сколько может заработать водитель «Тулгорэлектротранса», – 42 тыс. рублей. Для этого он должен вырабатывать часы и планы, работать без выходных (с учётом, что его рабочий день 12 часов). Если позволять себе выходные – получишь не больше 25-30 тыс. руб. Но при условии сделанного плана. По факту водитель первой смены встаёт в три утра. После рабочего дня он должен поехать на проверку к врачу, сдать деньги (то есть выполнить функцию кондуктора), отчитаться – в итоге домой он попадает лишь около 20.00. По факту на работу ты потратил 15 часов. Это рабство.


Водители утверждают: по факту 50% техники автобусного – неисправны.
Фото из архива Myslo.

Вы заметили, что постоянно в общественном транспорте идут объявления, мол, требуются водители? «Зарплата – от 32 тысяч рублей». А почему они требуются? Потому что приходят устраиваться молодые хорошие ребята. Получают 8 тысяч – и уходят. Никто не хочет впахивать круглыми сутками за копейки. К тому же человек приходит устраиваться на работу водителем, не кондуктором. А «от 32 тысяч» водитель получит, если привезёт план в 100%.

 

Доплачиваем за премию из своих карманов

Водитель Б.:

- Предположим, твой назначенный план – 400 руб. за рейс. То есть продать тебе надо 20 билетов. Вопрос: как, если в общественном транспорте ездят в основном студенты и пенсионеры? За рейс от силы продашь 5-6 билетов. Получается, уходишь в минус. В день в среднем семь рейсов, получается, в кассу чистыми ты должен принести 2 800 руб.

Недостаток выкладываешь из своего кармана, чтоб получить нормальную премию. Выходит, что получаешь зарплату, и её же ты вкладываешь в кассу «Тулгорэлектротранса»!

Один сотрудник у нас получил недавно минус 300 руб. – потому что выплачивает алименты. Однако у него есть семья, на что ему её кормить?

Водитель П.:

– Вообще водитель должен 8 часов отработать и 16 часов отдыхать – это по закону и согласно должностной инструкции. Мой знакомый отработал 26 рабочих дней, по 12 часов за смену. За такой график человек получил зарплату 22 тыс. руб., притом что он привёз план и выкатал все часы. Он поинтересовался в бухгалтерии и плановом отделе, из каких сумм сложилась такая маленькая зарплата.

Ему ответили: «Привозишь от 90% до 100% плана – получаешь 35%(!) премии. Привез 100% и выше (неважно,  110%, 120% или 150%) – получил 70% премии».
Выходит, премии в нашей зарплате априори ущемлены!

 

Не нравится? Сиди в гараже!

Водитель М.:

– В «Тулгорэлектротрансе» работали четыре водителя, которые пытались бороться с этими планами, когда их только ввёл Симакович. Один из водителей – бывший военный, Евгений Елшин, работяга. Прошёл Афган. Так вот, когда водители стали говорить об этом беспределе открыто, давали интервью на тульском телевидении, писали в прокуратуру, в трудовую инспекцию, в «белый дом» Президенту, их сразу начали загонять в рамки.

Начальство сделало так, что парни вообще из гаража не выезжали, просто сидели в резерве: им давали такие машины, которые даже завестись не могут! А запчастей для ремонта – нет. Прокуратура и трудовая инспекция приезжала на проверки – и ничего не выявила!  Ситуация затихла. А этих ребят вынудили уволиться. Почему? Получается, у кого-то есть прямая заинтересованность, чтоб происходящее в «Тулгорлектротрансе» не афишировалось? В документах по проверкам пишется, что в «Тулгорэлектротрансе» всё хорошо. По факту же здесь всё плохо. Произвол, полнейшее бедствие. Иначе все эти два года не появлялись бы в тульских СМИ подобные репортажи.

Напомним, что в 2015 году в редакцию Myslo неоднократно обращались сотрудники предприятия «Тулгорэлектротранс»: они сообщали о том, что людей увольняют за малейшую провинность, другие (которые ещё работают) говорили о сокращении зарплаты в два раза.

 

Дальше будет хуже

Водитель Р.:

– С тех пор, как в «Тулгорэлектротранс» пришёл новый директор, за два года всё стало только хуже. Автобус снёс дерево на Первомайской. На днях автобус на маштехникуме врезался в маршрутку – это только начало. С каждым днём будет только хуже. Всё это происходит из-за того, что нас обязали обилечивать пассажиров. Ты думаешь уже не о дороге, а о билетах, как быстрее проехать, чтоб народ набрать. В Москве у водителей нет гонок за билетами. Там есть карточки, пассажиры проходят через турникет. Водитель получает нормальную почасовую оплату, 35 тыс. руб. чисто за отработку своих смен. Вышел 2-3 раза в выходные – 50 тыс. руб. Им доплачивают за степень класса: водитель 2 класса получает 220-225 руб./час, 3 класса – 200 руб./час. Водитель отвечает только за безопасность людей, которых он перевозит.

Нас же начальство «Тулгорэлектротранса» поставило в условия, в которых перевозить безопасно людей невозможно. Мы везём «дрова»: перевезти надо как можно быстрее и больше. Каким образом это будет происходить – это начальство «Тулгорэлектротранса» не волнует.  Если что-то случается – виноват водитель.

 

Верните кондукторов!

Водитель Д.:

– Почему не поступить по-человечески? Вернуть кондукторов, чтобы водитель не был привязан к плану? Чтоб водитель получал свою нормальную часовую ставку, как в остальных городах, 150-180 руб./ час? Так ты будешь уверен, что за свои смены получишь 30 тыс. руб. Либо ввести бескондукторную систему АСКП – автоматизированную систему контроля оплаты проезда, как в Москве. Да, это дорого – один валидатор в рабочем состоянии стоит почти 400 тыс. руб. Плюс потребуется оборудование, нужно переделывать конструкцию автобуса, ведь не все автобусы соответствуют конструкции для установки валидатора. Плюс турникет установить, нанять персонал обслуживающий. Почему вы не хотите обслуживать пассажиров цивилизованно?

Водитель Т.:

– «Тулгорэлектротранс» утверждает, что рассчитывается с долгами! Симакович даёт интервью, в которых говорит, что прибыль от выручки растёт, но «пассажиропоток сократился». Из чего тогда выручка растёт, если она зависит от пассажиропотока? А вот откуда она растёт: кондукторов сократили, у водителей срезают премии, запчастей нет в гараже. Вот и прибыль! Из кармана простого водителя.

Руководить городским транспортом должен человек из бывших водителей, либо тот, у кого есть образование по пассажирскому транспорту. Такой человек знает специфику, систему изнутри. В Москве директора автопарков – бывшие водители. Как может транспортом управлять человек, который от транспорта далёк?

 

Чего хотят тульские водители?

На вопрос «Чего вы хотите от вашего начальства?» водители ответили: «Нормальных, человеческих условий работы. Услышьте нас. Уберите от нас план. Прекратите утверждать, что плана не существует.

Мы, водители тульского общественного транспорта, хотим возить пассажиров в безопасных условиях. Дайте нам возможность качественно выполнять свою работу!

Работа водителя – это работа водителя. Он не кондуктор-контролёр-ревизор-мойщик-слесарь-механик в одном лице». 

Водители сказали, что собираются записаться на приём к врио губернатора Тульской области Алексею Дюмину: «Так как он бывший военный, может, он наведёт порядок в нашем парке? Мы хотим, чтобы Алексей Дюмин сам приехал к нам в гараж, увидел своими глазами, в каких условиях проходит наша работа. И чтобы мы в его присутствии спросили Симаковича: «Когда ты снимешь с нас план? Мы хотим серьёзных проверок нашего предприятия организациями, которые не заинтересованы в том, чтобы скрывать правду».

 

 

План – это глупости и выдумки!

За комментарием корреспонденты Myslo обратились к Валерию Симаковичу:

– То, что водители называют «планом», это не план, а нижний предел сбора выручки. План – это глупости и выдумки, мне даже не хочется это комментировать, это пахнет клеветой. Система оплаты труда водителям с учётом нижнего предела сбора выручки была введена 6 мая 2015 года с целью борьбы с хищением, с финансовыми нарушениями со стороны водителей.

Предыдущая схема «позволяла» водителям и кондукторам не доносить выручку до кассы.

При разработке системы с нижним пределом сбора выручки мы учитывали опыт других городов: Липецка, Владимира, Москвы. Система появилась вместе с нововведением входа в общественный транспорт через переднюю дверь. До того, как вы помните, пассажиры входили во все двери, и оплата производилась при выходе. Зачастую в такой ситуации пассажиры попросту не оплачивали проезд. Также часто бывало, что пассажир оплачивает проезд, но билет не берёт. Деньги за проезд водитель мог забирать себе.

По итогам года «Тулгорэлектротранс» снизил убытки на 233,8 млн рублей. Зарплата у водителей «Тулгорэлектротранса» выросла на 5 тыс. рублей.

Что касается того, что водители сами доплачивают в кассу деньги, – если б такое происходило в реальности, я был бы самым счастливым директором в мире. Лично я не знаю таких водителей, которые бы приносили в кассу предприятия собственные деньги. Это для меня откровение.

В месяц нижний предел выручки не вырабатывают в трамвайном депо 5 из 160 водителей, в троллейбусном – порядка 6 человек, в автобусном – не более 10 водителей.

Покажите мне конкретного водителя, который недоволен, – мы вместе с ним поднимем смету и дадим ему объективный ответ по каждой конкретной ситуации.  

Что касается ситуации с Авдокушиным – его уволили за три зафиксированных правонарушения, на все эти случаи были составлены официальные акты.

Автор: Юлия Амелина , 26 февраля 2016, в 13:58

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

В соседней с Тулой Рязанской областью обнаружена вспышка африканской чумы свиней
В соседней с Тулой Рязанской областью обнаружена вспышка африканской чумы свиней
Тульский творог едет в Париж!
Тульский творог едет в Париж!