Тулячка Ольга Стружанова запланировала отметить Новый год в Сочи и заранее купила билеты на самолёт. Но внезапно ленты новостей переполнились нерадостными известиями: авиакомпания, услугами которой воспользовалась Ольга, находится на грани разорения. Мы решили разобраться, почему так случилось и что делать с купленными билетами.
Частного авиаперевозчика «Трансаэро» всегда любили за низкие цены.
Авиакомпания сотрудничала с крупнейшими туроператорами «Библио Глобус» и «НТК Интурист». Перелёты на зимний сезон 2015-2016 были уже распланированы операторами, а путёвки продавались.
«Трансаэро» делала основную ставку на туристические перевозки (те, которые идут через турфирмы), в первую очередь – международные. Но в конце 2014 года обвалился рубль, и этот рынок резко сжался. А вот расходы резко выросли. Специалисты рассуждают о том, что проблемы в авиационной отрасли возникли из-за слишком низких цен. Ещё пару-тройку лет назад разговоры шли об обратном: в России слишком дорогие авиабилеты, особенно на внутренних рейсах. Но в последние годы на ряде направлений конкуренция у нас усилилась, что сразу же сказалось на ценах. Эксперты приводят такие расчёты: с учётом выросших в кризис расходов авиакомпаний цены на внутренних линиях должны бы вырасти на 40%, а они поднялись всего-то на 10%. Вот вся отрасль теперь и работает ниже рентабельности.
Что делать тем, кто уже купил билет?
Перелёты отменяются день за днём. Правда, обязательства «Трансаэро» на билеты, срок вылета в которых до 15 декабря, взял на себя «Аэрофлот». По информации Ростуризма, за отпускниками с билетами «Трансаэро» следят пофамильно и в ручном режиме, чтобы все улетели на отдых и вернулись домой. И пока неприятных ситуаций не было. Единственный вопрос остаётся с теми, кто купил билеты на даты позже, например уже распланировав Новый год, как Ольга.
Комментирует Анна Улитина, генеральный директор офисов Coral Тravel:
Анна Улитина
– Туристам, оплатившим туры на более поздние даты, туроператор обещает предложить альтернативные варианты. Ранее стало известно, что клиентам, купившим в турагентствах или на сервисах онлайн-бронирования только билеты, предстоит сложная процедура возврата средств. Что делать и тем и другим? Для тех, кто приобрёл туры на «Трансаэро» с вылетом после 25 октября, юридически пока ничего не изменилось. Заявление руководства «Библио Глобус» об остановке продаж туров на проблемном перевозчике не освобождает его от выполнения обязательств перед клиентами – они остаются в силе согласно заключённым договорам. Только при наступлении факта неисполнения обязательств или официального отказа туроператора их исполнить у туристов появится возможность обратиться в страховую компанию, выдавшую финансовое обеспечение туроператору. Ситуация с билетами в чём-то похожа. Под возврат попадают все билеты пассажиров с вылетами и возвратами, в том числе после 15 декабря, а также билеты пассажиров, не согласных на предложенную альтернативную перевозку или при отмене их рейсов.
Как получить деньги назад
Резюмируя, если у вас на руках билеты «Трансаэро» с датой до полуночи с 14 на 15 декабря (при рейсах «туда-обратно» обратный рейс также должен быть до этой даты), вы так или иначе улетите. Остальным надо сдать билеты и получить назад деньги. Подробная инструкция есть и на сайте «Аэрофлота» (www.aeroflot.ru), и на сайте «Трансаэро» (transaero.ru). Информацию также можно получить по телефонам:
«Аэрофлот» – 8 (800) 444-55-55, 8 (495) 223-55-55; «Трансаэро»: 8 (800) 555-35-55 (по России бесплатно), 8 (495) 788-80-80 (для Москвы и международных звонков).